- Площадь
- Площадь - часть поверхности, ограниченная каким-либо замкнутымконтуром. Величина П. выражается числом заключающихся в ней квадратныхединиц. Вычисление П. производится с помощью приемов, излагаемых вгеометрии и приложении интегрального исчисления к геометрии. Плутарх(PloutarcoV, ок. 46 - 120 г. по Р. Хр.) - знаменитый греческий моралист,родился в богатой семье в Херонее (в Беотии), получил высшее образованиев Афинах, где примкнул к академическому философу Аммонию. Ему удалосьпобывать и в Александрии. Он учился физике и естественным наукам, вмолодости занимался и риторикою, но вскоре отстал от ее и, какприверженец Платона, находился в решительной вражде с общимсофистическим направлением своего века. В Риме он бывал несколько раз;впервые пришел он туда еще молодым человеком при императоре Beспасиане.Он достиг некоторого влияния при дворе императоров, есть известие, чтоТраян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в управлении провинциейруководились указаниями П. Адриан также покровительствовал ему, ноизвестие о том, что П. был воспитателем этого императора, вымышлено всредние века. В родном своем городе П. был избираем смотрителем построеки архонтом; может быть, он был и беотархом. С дельфийскими жрецами П.поддерживал тесную связь; Афины дали ему право гражданства. Он былпримерным семьянином, жил в полном согласии с согражданами и находился вдружбе и переписке со многими римлянами и греками. большую часть своегодосуга он уделял обучение сыновей и других молодых людей, не устраивая,однако, настоящей школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи егосочинений. Большая часть его сочинений дошла до нашего времени; ониочень многочисленны. Как видно из каталога некоего Ламприи,предполагаемого ученика П., в древности насчитывалось их всего 210.Сохранившиеся произведения П. делятся на два главных класса: биографииили исторические труды и философскопублицистические сочинения, известныепод общим названием "HJika" или "Moralia". Из первой группы дошло до нас46 параллельных биографий, к которым примыкают еще 4 отдельныхжизнеописания (Артаксеркса, Ареста, Гальбы и Отона); несколько биографийутеряно. Соединение двух параллельных жизнеописаний - биографии грека сбиографиею римлянина - соответствовало давнему обычаю биографов,заметному еще у Корнелия Непота, и притом очень подходило к взглядам П.,который всей душой был предан прошлому своего народа, но охотнопризнавал изумительную силу римской государственности и одинаково считалв числе своих ближайших друзей и греков, и римлян. В большинстве парпричина соединений понятна сама по себе (соединены, напр., величайшиеораторы - Цицерон и Демосфен, древнейшие законодатели - Ликург и Нума,знаменитейшие полководцы - Александр и Цезарь). У 19 пар П. дает еще, взаключение биографий, краткое указание общих черт и главнейших различийсравниваемых мужей. Автор нигде не является историком, критическиисследующим факты; его цель - дать философские характеристики,представить данную личность возможно всесторонне, чтобы нарисоватьпоучительную картину, побудить читателей к добродетели и воспитать их кпрактической деятельности. Этою целью объясняется большое количествофактов из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумныеизречения, изобилие моральных рассуждений, разнообразные цитаты изпоэтов. Недостаток исторической критики и глубины политической мысли немешал и до сих пор не мешает биографиям П. находить многочисленныхчитателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием, ивысоко ценящих теплое гуманное чувство автора. Как бы дополнением кбиографиям являются "Апофегмы царей и полководцев", к которым врукописях присоединяется подложное письмо П. к Траяну и столь жеподложные мелкие собрания разных иных "апофегм". Некоторое отношение кистории имеют и описания странных обычаев римлян и греков,заимствованные П. у Варрона, Аристотеля и других, а также несколькориторических опытов об афинянах, Александре Вел., римлянах. Философскиесочинения П. называются обыкновенно "моральными" (Moralia); есть междуними, однако, и трактаты религиозные, политические, литературные иестественно-исторические. По форме, между этими трактатами преобладаютдиалоги. Мы имеем здесь прежде всего ряд сочинений, в которых даютсяпедагогические указания и советы молодым людям, приступающим к занятиюфилософскими науками. Далее, несколько сочинений посвящено объяснениютрудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами.Диалог "Против Калота", многочисленными своими выдержками из Гераклита,Демокрита, Парменида, Эмпедокла и эпикурейцев, весьма важен для историигреческой философии. Специально этике посвящено П. около 20 сочинений,являющихся, в большинство случаев, как бы проповедями, в которых авторстарается "научить добродетели" множеством примеров из жизни и цитат изпоэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки. На определенныеслучаи написаны П. три "утешительные речи" (paramuJicoi): одна ксобственной его жене, по случаю смерти дочери, другая к изгнанному изродины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у П. всегда тесносвязывается с религией; он стремится к очищению веры и культа и ксогласованию их с философией. П. восставал против суеверий, а так же ипротив атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма евгемеристов.Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики иаллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богатсодержанием диалог :"О позднем наказании безбожника", подобно "Политии"Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. Ктеософическим сочинениям П. относится также диалог "О демонионеСократа". Из естественноисторических сочинений П. наиболее значителендиалог "О видимом на диске луны лице", в котором сохранены любопытныеизвестия о предшественнике Коперника, астрономе Аристархе Самосском.Характерны для П. его сочинения о животных, в душевную жизнь которых онпытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных.П. был врагом эпикурейского принципа "LaJe biwsaV" ("живи в тиши") инастаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На этутему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваныслучайными поводами. Основою государства П. считал семью, восхвалениюкоторой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются "Gamicaparaggelmata". П. принадлежат также комментарии к Гезиоду, Арату иНикандру, дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте,сравнение Аристофана с Менандром и важный для истории диалог "PerimousichV", с большими выдержками из лучших писателей о музыке,Аристоксена и Гераклита. Более всего отразилась личность П. в его"Застольных беседах" (Sumposiaca), которые, в 9 книгах, даютнепринужденные рассуждения о самых разнообразных предметах: обудобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, о венках, о числемуз, о видах танцев и т. д., при чем все эти рассуждения переплетаются собильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков. К Sumposiaca врукописях П. примыкает "Пир семи мудрецов", принадлежащий П., как теперьдоказано, столь же мало, как и "Биографии 10 ораторов", "ЖизнеописаниеГомера", сочинения "О догматах философов", "О реках" и мн. др. соч.,раньше приписываемых Плутарху. П. был характерный представитель многихлучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства -добродушная искренность, нравственная теплота; спокойная умеренность всуждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современнойему Эллады отразилось, однако, и на нем: он далек от свободолюбивыхмечтаний и горячего стремления вперед, консервативен во всех своихвоззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни вчем даже и не старается пролагать новых путей. О сравнительныхдостоинствах рукописей П. см. критические аппараты к изданиям Reiske(Лпц., 1774 - 82), Sintenis ("Vilae", 2 изд., Лпц., 1858 - 64);Wyttenbach ("Moralia", Лпц., 1796 - 1834), Bernardakes("Moralia", Лпц.1888-95), также Treu, "Zur Gesch. d. Ueberlieferung von Plut. Moralia"(Бресл., 1877 - 84). Словарь плутарховского языка - при назв. изданииWyttenbach'a. О жизни П. скудные сведения дает Свида. Из новых соч. ср.Westermann, "De Plut. vita et scriptis" (Лпц.. 1855); Volkmann. "Leben,"Schriften und Philosophie des Plutarch" (Б., 1869); Muhl,"Plutarchische Studien" (Аугсбур, 1885) и др. Из переводчиков П. нановые европейские языки особою славою пользовался Амио . На русский языкП. стали переводить еще с прошлого века: См. переводы Писарева,"Наставления П. о детоводстве" (СП б., 1771) и "Слово о не преступающемлюбопытстве" (СП б., 1786); Ив. Алексеева, "Нравственные ифилософические сочинения П. " (СП б., 1789); Е. Сферина, "0 суеверии"(СП б., 1807); С. Дистуниса и др. "Плутарховы сравнительныежизнеописания" (СП б., 1810, 1814 - 16, 1817 - 21); "Жизнеописания П. "под ред. В. Герье (М" 1862); биографии П. в дешевом изд. А. Суворина(пер. В. Алексеева. т. I - VII) и под заглавием "Жизнь и дела знаменитыхлюдей древности" (М., 1889, 1 - II); "Беседа о лице, видимом на дискелуны" ("Филол. Обозрение" т. VI. кн. 2). Ср. исследование Я.Елпидинского "Религиознонравственное мировоззрение ПлутархаХеронейского" (СП б., 1893). А. М. Л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.