- Тризна
- Тризна - славянское название для некоторых моментов в погребальномобряде. Какие именно моменты подразумеваются под словом Т., об этомсуществует разногласие между историками. А. А. Котляревский, специальноизучивший вопрос о погребальном обряде у славян, того мнения, что Т.являлась специально военным обрядом прощания с покойником, в видеристания, борьбы и всяких других военных упражнений по соседству сместом погребения. По Соловьеву, "под Т. разумелись, как видно, вообщепоминки и потом преимущественно борьба в честь умершего; с поминкамисоединялись веселый пьяный пир, также резание, царапание лица". Шафарик,а за ним и Забелин находят, что Т. и гунно-славянская страва - одно и тоже, подразумевая таким образом под Т. погребальное пиршество ссопутствующими ему обрядами, песнями, играми, плясками и т. д. Кореньслова не совсем ясен. В древних памятниках церковнославянского яз. Т.употребляется в смысле: битва, состязательное поприще, тризновати -сражаться, тризньник - сражающийся, борец, в рукописных беседах ИоаннаЛествичника оно значит: подвиг, в новгородском словаре XV в. Т.переведено страдальство, подвиг. По-чешски тризнити - бить, тризновати -бить, но и насмехаться (наше: трунить); в глоссах к галленскому словарюТ. - синоним похорон и жертвоприношений умершим; по-словацки тризнитися - веселиться, тризнити - вести речь, 6еседу. В древне-литовскомtriesti - ристать, triesina - скачка, ристание. В настоящее время словоТ. обыкновенно употребляется в смысле погребальные поминки, у белорусовтризниться - значить грезиться. Из сравнения всех этих различныхзначений можно заключить, что, хотя термин Т. первоначально, быть может,означал только обычай устраивать военные игры на похоронах вождя, новпоследствии стал синонимом погребальных поминок вообще, в частностипогребальных пиршеств. Наши летописи уже употребляют этот термин впоследнем смысле, совершенно не упоминая о ристалищах, борьбе и т. п. Врассказе летописца о мести Ольги (единственное место, где упоминаетсяпро Т.) читаем: "Повеле Ольга Т. творити. Посем седаша деревляне пити",из чего можно заключить, что существенный элемент Т. состоял впиршествовании. Вполне определенное историческое упоминание о военныхиграх, как погребальном обряде, мы встречаем только у Иорнанда, в егоклассическом описании похорон Аттилы ("лучшие всадники вокруг холмаристали" и т. д.), но это может иметь только весьма отдаленное отношениек славянам. Относительно последних мы встречаем только упоминания прообыкновенные игры, практиковавшиеся на похоронах и во время поминок.Так, о чехах Козьма Пражский сообщает про "jocos profanos quos supermortuos exercebant". игры эти состояли в попойках, переряживаниях ипляске. О русских славянах читаем в Стоглаве: "в троицкую субботу поселам и погостам сходятся и плачутся по гробам и егда начнут играмискоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше, начнутьскакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети". Хотя внаших памятниках прямо и не упоминается про воинские состязания и игры,тем не менее они могли, как у гуннов, составлять часть похоронныхпразднеств. Эти последние имели одну только цель: доставить покойникукак можно больше развлечений, удовольствий и проявлений симпатии ипреданности. По Ибн-Фоцлану (X в.), целая треть имущества покойникаобязательно тратилась на покупку крепких напитков. На Т. Игоря Ольгавелит готовить побольше меду. Еще и теперь выпивка - непременный спутникпоминок. Но покойники при жизни любили также развлекаться и военнымииграми, ристанием, борьбой и т. п. физическими упражнениями, точно также как плясками, песнями, переряжениями и т. п.; поэтому все такиеразвлечения и являлись спутниками прощальных и поминальных церемоний.Покойник, которого усаживали с чарой вина, по-прежнему с удовольствиемследил за обычными зрелищами игр, которые тешили его при жизни.Выделить, следовательно, Т. в отдельный военный обряд прощания из общегоритуального празднества нет никакого основания. Вообще же ритуал этотпредставлял совершенно естественное соединение веселого пиршества дляразвлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя. "Кожикроения, лица драния", плачи, вопли, кровавые жертвоприношениячередовались с самым бурным разгулом, пьянством, песнями, веселымибеседами, играми, скоморошничеством. Подобные обычаи не были свойственныодним только славянам; мы встречаем их одинаково у многих историческихнародов, как и у современных племен первобытных. Характерный образчикдает Геродот в описании похорон у скифов, живших на юге России. Когдаскифский царь умирал, тело умершего, обмазав воском, наполнивблаговонными травами, укладывали на колесницу и возили по степипоочередно ко всем подвластным народам. Встречая кортеж, резали себеуши, остригали волосы, прокалывали правые руки стрелами, но вместе с темустраивали пиршества, пили, пели, плясали. Наконец, в сопровожденииогромной разноплеменной толпы кортеж вступал в страну Геры, где вгромадной могиле, разделенной на отдельные камеры, хоронили вместе спокойным его жену и всех его приближенных. Через год устраивалисьпоминки, на которых убивались еще 50 приближенных. У простых скифовпокойника возили в течение 40 дней из дома в дом к родственникам,которые по этому случаю устраивали богатые пиры для гостей и покойника.То же видим в описании похорон Аттилы, где разгул веселья, песен,пьянства, военных игр чередовался с жалобными песнями, истерическимиприпадками горя, избиением приближенных и т. д. Специально игры военныеиграли, таким образом, незначительную роль. Существенную частьсоставляли пир (угощение покойника) и убийство жен и приближенных; этомы ясно видим и в единственном и древнейшем описании славянских(норманских?) похорон (X в.) Ибн-Фоцлана, где, не считая обряженияпокойника и снабжения его всякими запасами в дорогу, все обрядысосредоточены вокруг убиения молодой рабыни, изъявившей желаниепоследовать за своим господином, и угощения покойника медом.-Постепенно, когда кровавые приношения покойнику вышли из употребления,от ритуала Т. остались одни обычаи пиршествования, песен, плачей, игр ит. п. Как на пример игр, близко подходящих к военным у совершенно мирныхпервобытных народов, можно указать на гиляков, у которых в днимедвежьего праздника, устраиваемого в виде поминок по умершем,происходят беги на собаках, фехтование, борьба и всякие другие игры,точно так же во время летних и весенних поминок по утопленникам изадранным медведями. Ср. А. Котляревский, "О погребальных обычаях уязыческих славян" (М., 1868); Забелин, "Очерки русской народной жизни";Соловьев, "История России" (т. 1); ст. Микуцкого о Т. ("Известия II отд.академии наук", л. 7). Л. Ш.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.