- Обычаи
- Обычаи - в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни(кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая,постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно илибессознательно (по привычке, преданию, и т. д, ), большей или меньшейгруппой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое,полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен инародов, а у отдельного народа - об О. тех или иных его подразделений,сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных,военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д.соответственно тем категориям, на которые распадаются жизнь и быт. Вболее тесном смысле О., однако, отличается от закона, обряда, моды иозначает, главным образом, такие особенности народного быта, которые,сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от поколенияк поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения ичасто продолжающие существовать и тогда, когда уже утратилось сознаниеих первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и сраспространением новых воззрений и понятий, старые О. мало помалуприходят в упадок. перестают соблюдаться, видоизменяются или заменяютсяновыми. Во всяком случае, О. руководить всеми людьми, в большей илименьшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной икончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и вцивилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. являетсярегулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины."Давление со стороны общественного мнения, - замечает Тейлор, -принуждает людей действовать согласно О., который дает правилаотносительно того, что должно и чего не должно делать в большинствеслучаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали,что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственномупроизволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепямиО. ". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества илитого, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах вообщесчитается похвальным и даже необходимым оказывать гостеприимство всемпроходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь втом нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодымохотникам пользоваться известною дичью и лучшими частями крупных зверей,которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось дляобщего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты,могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости ипочетных советников. Однако, при суждении об "общем благе", необходимоиметь в виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребностиданных условий существования. У бродячих дикарей, напр., еще и теперьсуществует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать заплеменем в его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Преданиядоказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, даже упредков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийствосвоих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям,дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, дажеиноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были безоружныелюди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть друг удруга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужихвызываете только похвалы, в особенности когда оно сопряжено струдностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадияхкультуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имелпервоначально, по мнению Тейлора, известную. разумность и пользу, таккак удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовалоособых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов - напр. общеевладение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти,перекочевки (у скотоводов), левират, побратимство, экзо- или эндогамия,организация каст, классов, цехов и т. д. - имели некогда важное значениеи были существенно полезны, в том или ином отношении, для племени илиего отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, анекоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется воображаемоюих пользою или стоит в связи с общим мировоззрением и религиознымиобычаями. Таковы, напр., различные О. самоуродования и самоистязания, О.свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий исатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О.забывается или они получают иное значение, но тем не менее народ частоупорно их держится, чтя в них завет мудрой старины и проявлениенациональной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихсяпережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как сточки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, я в смыслепрактическом, для уяснения условий и нужд народного быта. Д. А.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.