- Тик
- Тик (Людвиг Tieck, 1773-1853) - изв. нем. писатель, один из главныхпредставителей романтической школы. Род. в Берлине; в 1805-18 годахсовершил путешествия в Италию, Францию и Англию; последние годы жизни онпровел в Дрездене, где был директором королевского театра, и Берлине,где и умер. Т. начал литературную деятельность мелкими рассказами идовольно слабыми драматическими произведениями, носившими мрачный ираздирательный характер "Abdallah" (1792), "Karl von Berneck" (1793),"Der Abschied". К этому же периоду относится роман "William Lovel",изображающий судьбу неисправимого ловеласа, эгоиста, игрока ибеззастенчивого негодяя. Уже в эту раннюю пору Т. обнаруживает интерес кШекспиру. В 1797 г. появились, под заглавием "Volksmaerchen des PeterLeberecht", получившие громадную популярность сказки Т., иногдапрекрасно передающие народный дух, иногда, наоборот, произвольнообработанные ("Die Schoene Magelone", "Der blonde Ekbert", "Die Elfen" идр.). К этим сказкам тесно примыкают "сказочные комедии" Т. "RitterBlaubart", "Die Schildbuerger". Он пробовал писать и легкие сатирическиекомедии, теперь утратившие интерес, но в свое время затрагивавшие злобудня, бичевавшие бездарных литераторов и критиков, ограниченность публики("Der gestiefelte Kater, "Die verkehrte Welt", "Zerbino oder die Reisenach dem guten Geschmack"). Мало-помалу, особенно под влиянием своегодруга Вакенродера, человека с мечтательной и сентиментальной натурой, Т.все более увлекался Средними веками и католицизмом. Это увлечениесказывается, напр., в его "Herzensergiessungen eines kunstliebendenKlosterbruders" (1797); здесь, совершенно в духе Шатобриана,возвеличивается католицизм и прославляется искусство, которое Т. еще неотделяет от религии, сравнивая наслаждение красотой произведенийискусства с молитвенным настроением и подъемом духа. Такой же характерносит, навеянная отчасти Гетевским "Вильгельмом Мейстером" повесть:"Franz Sternbalds Wanderungen", действие которой происходит в дниАльбрехта Дюрера и Микеланджело; здесь, между прочим, довольно резкокритикуется протестантизм, как сухое, рассудочное вероисповедание,уступающее поэтическому и таинственному католицизму. Романтизм Т. и егокатолические симпатии отразились и в пьесах: "Leben und Tod der heiligenGenoveva"(1799) и "Kaiser Octavianus" (1804). Первая пьеса принадлежит клучшим произведениям Т.; во второй преобладает комический и сатирическийэлемент; особенно любопытен пролог, всецело навеянный романтизмом.Последний период деятельности Т. носит совершенно другой характер. Т.охладевает к романтизму и создает ряд талантливых, проникнутых новымдухом и миросозерцанием Гете, вполне реальных, свободных оттенденциозной окраски повестей и рассказов: "Der Aufruhr in derCevennen", "Dichterleben" (из жизни Шекспира), "Der jungeTischlermeister", "Tod des Dichters" (из жизни Камоэнса) и др. В 1840 г.он издал роман "Vittoria Ассоrombоnа", затрагивавший вопрос о женскойэмансипации; в художественном отношении он стоит ниже повестей. Средилирических стихотворений Т. есть несколько красивых вещей (отдельноеиздание их появилось в 1823 г.). Он перевел "Дон Кихота" и докончилпредпринятый Шлегелем перевод всех пьес Шекспира. Им же изданы некоторыепамятники старой немецкой словесности, вроде "Minnelieder aus demSchwabischen Zeitalter". Сочинения Т. изданы в 1828-42 гг. Ср. R.Koepke, "Ludwig T., Erinnerungen aus dem Leben des Dichters" (Лпц.,1855); V. Friesen, "Ludwig Т." (Вена, 1871); Stern, "Zur Litteratur derGegenwart" (Лпц., 1880); В. Шерер, "История немецкой литературы" (рус.перев. под ред. А. Н. Пыпина); Friedrich Kirchner, "Die deutscheNationallitteratur des XIX Jabrhunderts" (Гейдельберг, 1894), Р. Гайм,"Романтическая школа" (перев. В. Неведомского, М., 1891). Ю. Веселовский.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.