- Теократия
- Теократия (греч.) - буквально господство Бога: такое государственноеустройство, при котором верховным правителем государства предполагаетсясамо Божество, изрекающее свою волю через посредство особо к томупредназначенных лиц, т. е. жреческого сословия или духовенства. Впервыеэтот термин употреблен Иосифом Флавием, в его сочинении против Аппиона,для обозначения государственного строя иудеев, в котором верховныминормами государственной и общественной жизни являлись веления Божии,изложенные в законе Моисея и изрекаемые через посредство судей, пророкови священников. по словам Пятикникия, сам Бог обещал израильскому народу,что он будет избранным народом Божим, если будет исполнять его ведения.В этих словах выражен основной принцип Т. Но не одно иудейскоегосударство было Т.; ею были, хотя в меньшей степени, и Египет, гдефараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов,и Ассирия, и большинство первобытных государств; элементы Т. были и вдревней Греции, и в Риме, где жреческие обязанности соединялись сполитическими и их освящали. Особенно важное значение получило развитиетеократического принципа в средние века в западной церкви и в арабскомхалифате. В. В-в Теософия (от JeoV=бог и sojia=мудрость) - мистическоебогопознание. Первоначально это слово было синонимом "теологии". В такомзначении оно встречается в сочинениях, приписанных Дионисию Ареопагиту иотносимых в настоящее время к концу IV и началу V в. христианской эры. Впозднейшем словоупотреблении Т. отличается от теологии тем, чтопоследняя представляет систему знания о божестве, основанную наоткровении и догматах, а богопознание теософическое опирается нанепосредственные данные мистического восприятия; но от мистиков теософыотличаются тем, что они большей частью стараются придать своиминдивидуальным мистическим откровениям форму законченной и связнойсистемы. Одни теософы относятся безусловно враждебно к рациональномупознанию и к философии, другие стремятся объединить мистическое ирациональное познание в единое целое. В сочинениях теософов мы находимнередко причудливое сочетание крайней фантастичности содержания свнешней симметричностью и стройностью, придающими субъективнымпостроениям видимость связной, научно разработанной системы. Силарелигиозного одушевления, иногда поэтическая роскошь фантазии, богатыйобразный язык составляют сильную сторону наиболее замечательныхтеософических произведений; но символизм, обилие аналогий, сравнений,метафор, взамен строгой логической доказательности, лишают этот родпроизведений серьезного научного значения. Во всяком случае, онипредставляют драгоценный психологический материал для изученияособенностей так назыв. "мистического воображения". Некоторые относят ктеософам новоплатоников и гностиков, но чаще этот термин применяют кмистическим писателям нового времени: Якову Бему, Валентину Вейгелю,Парацельсу, Сен-Мартену, Сведенборгу. Необузданность фантазии унекоторых теософов достигает крайней степени; у С. Мартена, авторапоэмы: "Le crocodile ou la guerre du Men et du mal arrivee sous le regnede Louis XV" (1799), Т. фигурирует в качестве Madamo Jof (Foi),побивающей хитрости Сатаны (крокодила). Такие теософы-фантазеры резкопротивопоставляют себя "философам", как это видно из эпитафии С.Мартену, приведенной в соч. Баядера: О trop cruelle mort, tu viens nous enlever SaintMartin! ce savant dans la theosophie Il combatit l'erreur et sut se preserver De ces systemes vains de la philosophie. Здесь теософическое познаниепротивопоставляется философскому, рациональному. По-видимому, такпонимает Т. Баадер, называя ее расширенной, исправленной и хрисианскипреобразованной мистикой каббалы. Издатель сочинений Баадера, барон Фр. Остен-Сакен (1860),противопоставляет Т. философии, как нечто высшее, не нашедшее себе местав истории философии Гегеля. Однако, сочинения даже таких теософов имеливлияние на историю философской мысли в собственном смысле слова. Такнапр., Бём натолкнул своими сочинениями Гегеля на исследование проблемыо "происхождении зла"; Сведенборг побудил Канта философски обследоватьвопрос о возможности "духовидения". Шеллинг впервые подчеркнул в понятииТ. равноправность мистического и рационального элемента в богопознании;он несочувственно говорит о "теософизме", как о роде мистицизма,исключающем возможность научного познания, в противоположность Т.,являющейся синтезом мистического богопознания с философским разумнымпознанием. После Шеллинга термин "Т." в применении к собственной системеупотребляют Баадер. Росмини ("Teosofia"), Грентовский ("Teosofiawszyskich ludow"). Шеллинговское понимание Т. усвоил и ВладимирСоловьев, который разумеет под нею "цельное знание" - высший синтезрационального и эмпирического знания с мистическим. Философскую Т., впротивоположность "традиционной", Соловьев называет свободной. СвободнаяТ. должна быть продуктом критической мысли, опыта и мистическогооткровения. Вследствие того, что многие теософы (напр. Парацельс)допускали наряду с мистическим восприятием раскрытие тайн внешнейприроды и совершение чудес, т. е. тауматурию, слово Т. приобрело этопоследнее значение у основателей так называемого теософическогообщества, возникшего в 1875 г. в Америке и затем перешедшего в Индию и вЕвропу. Т. в этом обществе является новой формой буддизма; главную рольиграют в ней благотворительность и общение с таинственными силамиприроды, дающее возможность творить чудеса. Трудно представить себеболее нелепое словоупотребление: "мистическая часть буддистскойдоктрины, - говорит Владимир Соловьев, - никогда не могла обозначатьсякакимнибудь термином, соответствующим греческому слову Т. (по-русскибогомудрие)". "Одно и тоже учение не может быть зараз и буддизмом, иТ.", так как буддизм - атеистическая религия (см. статью Вл. Соловьева:"Блаватская" в "Критикобиографич. словаре" Венгерова, т. III, стр. 316).Теософическое общество, основанное г-жею Блаватской, следует называтьнеобуддийским или тауматургическим, но отнюдь не теософическим. Этонеправильное словоупотребление является постоянным источникомнедоразумений для желающих познакомиться с Т. Так напр., в статье Клери:"Qa'est се que c'est que lа theosophie" ("Revue Bleue", 1900) нетрешительно ничего по вопросу о богопознании. В истории филос.терминологии Эйкена нет указаний на историю термина "Т.". О значенииэтого термина в новейшей философии обстоятельные указания у Куно Фишерав его "Истории новой философии".
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.