- Суверенитет
- Суверенитет (Souverainete, suprema potestas)- верховенство,совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе.Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный: надданной властью, которой принадлежит С., не должно стоять никакой другойвласти, имеющей правомерное полномочие давать ей повеления илипрепятствовать осуществлению ее воли. С. принадлежит обыкновенно главегосударства, т. е. монарху, царствующему по собственному праву, властькоторого не делегирована никакой другой. Президент республики, властькоторого делегируется ему народом, является должностным лицом, а несувереном; не может считаться сувереном и вице-король или наместник, какбы широки ни были его полномочия; не были суверенами и майордомы в эпохуМеровингов, не смотря на то, что фактически они были правителямигосударства в гораздо большей степени, чем тогдашние короли- не былиименно потому, что юридически они все-таки зависели от Меровингов.Однако, субъектом С. не всегда является монарх. Так, в Англии С.признается принадлежащим "королю в парламенте" (King in parliament), т.е. королю, палате лордов и палате общин, взятым вместе. Из них палатаобщин действует не по собственному праву, а по срочному полномочию отнарода. В Германской империи носителем С., как это признал еще кн.Бисмарк в рейхстаге, в 1871 г., а вслед за ним и все германскиегосударствоведы, является не император, а вся совокупность союзныхправительств, по отношению к которым император является толькопрезидентом. Уже некоторые средневековые и позднейшие богословы, вособенности кальвинисты, индепенденты и иезуиты, развивали идею, чтопервоначальным носителем государственного С. является народ, который вцелях общественных, в интересах управления и порядка, делегирует своювласть монарху, вследствие чего теряет свой С. в обращается вподданного. Сходную мысль развивал Гоббс, доказывавший, что "et inmonarchiis populus imperat, vult enim populus per voluntatem unius";таким образом "in monarchia rex est populus" ("Elementa philosophica decive"). В XVIII в., в особенности благодаря Руссо ("Contrat social"),распространилась идея, что С. может и должен принадлежать одному лишьнароду в его совокупности. Эта идея нашла юридическое выражение взаконодательстве великой французской революции, признавшем, что всяполнота верховных государственных прав принадлежит народу, которыйосуществляет свое право посредством всеобщего голосования. Та же идеявыражена и в конституции Соед. Штатов, которая начинается словами: "Мы,народ Соед. Штатов, вводим и утверждаем эту конституцию... с цельюобразовать более прочный союз, утвердить правосудие, обеспечитьвнутреннее спокойствие... способствовать общему благосостоянию иобеспечить благо свободы". В сущности, английское признание носителем С."короля в парламенте" ведет за собой подобное же признание истиннымсувереном не монарха, а народа, хотя и в совокупности с монархом, атакже лордами; в демократических же республиках единственным носителемС. является народ. Однако, вопрос о народном С. представляет большуютрудность, вследствие неопределенности понятия народ. В действительностиправо голоса при выборах и при законодательной деятельности,осуществляемой посредством плебисцитов или референдумов, не принадлежитженщинам, малолетним) лишенным или ограниченным в правах, отбывающимвоинскую повинность и многим другим категориям населения; следовательно,они не являются членами того народа, который облечен суверенитетом.Объяснением этой аномалии служит то, что избиратели пользуются своимправом избрания или решения вопросов, а избранные лица- правом власти,от имени и лица всего народа, а не тех категорий его, который подаютголос. Депутаты в парламенте являются, как это прямо выражено во многихконституциях, представителями не своего округа, тем паче- не лиц,пользующихся в нем правом голоса, и не лиц, действительно подавших занего голос, а представителями всей страны; иначе не было бы основаниязапрещать депутатам принимать от избирателей обязательные полномочия. Изсамого определения понятия С. логически вытекает, что С. не может бытьделим, уменьшаем, увеличиваем, дробим и т. д. Однако, наличностьгосударств, входящих в состав федерации и, следовательно, ограничивающихсвои верховные права, заставил уже творцов американской конституции, авслед за ними Токвиля, в немецкой литературе- Вайца и некоторых других,создать теорию "делимости С.". В настоящее время эта теория оставлена изаменена теорией несуверенных. государств. Монархи вассальныхгосударств, например Болгарии, не являются суверенами, ибо они получаютсвои полномочия с утверждения правительств других государств и имеютизвестные обязательства по отношение к этим правительствам -обязательства, принятые не добровольно, не в силу соглашения; будучивассалами, такие монархи имеют над собою сюзерена. В виду того, что импринадлежит во всех внутренних делах вся совокупность прав монарха, внекоторой части литературы установилось неправильное наименование ихполу суверенными монархами. С точки зрения международного права, С. естьабсолютное и исключительное право государства решать все внутренниевопросы, независимо от воли других, и вступать с другими государствамиво всевозможные соглашения. Международное общение возможно только привзаимном признании государственного С. См. Jellinek, "System deroffentlichen Rechte" (Фрейбург, 1892); Waitz, "Grundzuge der Politik"(Киль, 1862); Laband, "Das Staatsrecht d. deutschen Reichs" (3 изд., 1т., Фрейбург, 1895), Borel, "Sur la souverainetе et l'еtat federatif"(Берн, 1886); Murpard, "Die Volksouveranitat im Gegensatz derLegitimitat" (1832); Maureubrecher, "Die deutschen regierenden Furstenund ihre Souveranitat" (1839).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.