- Спиритизм
- Спиритизм - верование в возможность необычайных проявлений духов вмире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библииесть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием ивызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория Двоеслова,медиоланский епископ VI в. Даций, проезжая через Коринф, изгнал изодного дома злого духа, который не давал жить в этом доме, заставляяраздаваться по ночам рычанье львов, мычанье коров, блеяние овец, шипениезмей. В нынешнем столетии это верование приняло своеобразную форму. В1848 г. в штате Нью-Йорке семейство Фокс, состоящее из мужа, жены и двухдочерей, было поражено таинственными стуками в их доме. Одна из дочерей,по имени Кэт, высказала догадку, что звуки производятся каким-торазумным существом. Обратились к таинственному существу с вопросами (онодолжно было отвечать постукиваниями). Было условлено, напр., что одинудар будет обозначать "нет", три удара - "да". На вопросы попадалисьцелесообразные ответы. Из них узнали, что говорит душа убитогоразносчика. Дух продолжал отвечать и тогда, когда спрашивавшие егосестры Фокс оставили родительский дом и поселились у своей замужнейсестры. Весть об этих необычайных явлениях быстро распространилась. Онибыли констатированы различными посторонними лицами. Сестры Фокс былипризнаны посредницами, или медиумами, через которых живые люди могутвходить в общение с душами умерших. Вскоре открылись другие медиумы,через посредство которых стали совершаться другие обнаружения духов.Явились профессиональные медиумы, и вместе с ними сделались необычайныеобнаружения духов более многочисленными и разнообразными. К этимобнаружениям относятся прежде всего автоматические движения,происходящие при видимом непосредственном участии медиума. Таковыприподнимание и вращение стола при наложении на него рук медиума;писание и рисование рукой медиума; автоматический разговор в состояниитранса. Вторую группу составляют явления, совершающиеся в присутствиимедиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимойпричины. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели, игра музыкальныхинструментов, появление света, голосов, музыкальных звуков, различныхматериальных фигур, напр., человеческих рук, лиц или целых фигур,написанных слов и чертежей, фотографий человеческих и других форм,развязывание узлов. Из Америки в Европу С. был перенесен в 1852 г. профессиональныммедиумом Гайденом. В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-хгодов знаменитым медиумом Юмом. К этим сеансам большинство отнеслосьскептически. Но нашлись и горячие сторонники С. Среди них оказались А.Н. Аксаков и профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Когда в 1874 г.приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общеевнимание. Специальностью Бредифа было показывание из-за занавески,позади которой он садился, светящейся руки его умершей приятельницыЖеке. Рука появлялась и в том случае, когда руки медиума предварительносвязывались или когда медиуму давали в руки электроды, которые проходиличерез поставленный на виду публики светящийся гальванометр. Но опытыперестали удаваться, когда, по предложению проф. Боргмана, дляустранения возможности обмана, электроды были заменены узкимиванночками, в которые медиум должен был вставлять - средние пальцы рукили металлические пластинки, идущие от надетых на эти пальцы колец.Защитники С. объясняли эти неудачи сложностью контрольногоприспособления. Они говорили, что приспособление служит выражениемявного недоверия к медиуму и потому действует на него неблагоприятно.Противники, наоборот, в неудачах видели прямое доказательство, чтоБредиф - простой фокусник, который ловко развязывает узлы илиосвобождает руку от электрода, не размыкая тока, и показывает ее публикепод видом руки умершей Жеке. Пошли споры. Спиритические опыты сделалисьзлобой дня. Тогда профессор Менделеев обратился к физическому обществупри спб. университете с предложением образовать комиссию дляисследования спиритических явлений. "Пришло время, говорил он в своейзаписке, обратить внимание на распространение занятий спиритическимиявлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятиястоловерчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков,вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространениеммистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы иусилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будтобы производят вышеупомянутые явления". Предложение Менделеева былопринято. Составилась комиссия из 12 человек. Аксаков, Бутлеров и Вагнеризъявили с своей стороны готовность познакомить членов комиссии слитературой С. и с самыми явлениями спиритическими. Аксаков отправилсяза границу и на свой счет привез из Англии в октябре 1875 г. двухмедиумов, братьев Петти. В доказательство медиумической силы последнихбыло представлено комиссии 16 печатных отзывов о них в медиумическойлитературе. Специальностью бр. Петти было: 1) произведение капельжидкости и 2) вызов звуков колокольчика за занавеской или в запертойклетке. Было устроено 6 сеансов. Результаты получились следующие. Каплижидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот листлежал на столе и на нижней, когда лист держали над головой медиума.Бумага, пропитанная треххлористым железом, получала под влиянием этихкапель ту самую окраску, какую производит в ней слюна. Когда медиумузавязывали рот или покрывали его голову скатертью или картонкой, при чемникто во время опыта не говорил, никаких капель не получалось на листе,хотя медиум ударом руки давал знать, что капли должны получиться. Звукиколокольчика в клетке на одном сеансе были слышны, но они, видимо, былипроизведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клеткаоказалась сдвинутой и колокольчик опрокинутым. Когда были приняты меры,чтобы медиум не мог коснуться колокольчика, не было слышно никакихзвуков. А когда поместили колокольчик позади занавески из двухполовинок, которые внизу были сметаны нитками, а вверху заколотыбулавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, чтосвалился со стула один из медиумов. В занавеске нашли проруху, а нарукаве свалившегося медиума - часть нитки, которою были сметаныполовинки занавески. Обсудив эти результаты, комиссия признала братьевПетти обманщиками. В январе 1876 г. А. Н. Аксаков привез другогомедиума, англичанку Кляйер. Были все основания надеяться, что с этиммедиумом дело пойдет хорошо. Кляйер не была профессиональным медиумом.Она поехала в Петербург не ради наживы, а "из любви к истине". Над неюпроизводил опыты ученый Крукс и получил блестящие результаты. В видутого, что специальностью Кляйер было столоверчение при свете, решенобыло исследовать, какою силой движется и поднимается стол. С этою цельюбыло устроено несколько приборов, в том числе два стола -манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто изсидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками,наложенными на стол, нельзя било ни приподнять, ни наклонить его.Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах вкачестве свидетелей от медиума. Опыты были начаты с обыкновенным круглымстолом на тумбочке с тремя лапками. Стол двигался, качался иподпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдении за ногамимедиума, стол двигался и качался, но не прыгал. Несколько раз для пробысадились за манометрический и пирамидальный стол, но безуспешно. Членыкомиссии стали требовать, чтобы опыты с обыкновенными столами былипрекращены и производились исключительно с приборами. "Ныне необходимо,говорил Менделеев, присутствующим на сеансе членам комиссии следить заруками, ногами и др. частями тела медиума, за ее платьем и движениями.Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучныхприемов. При сеансах со столом сомнение законно, ибо условия опытадопускают возможность обмана. Если бы научные исследователи ограничилисьодним наблюдением при помощи органов чувств, не было бы опытных наук,была бы возможность заверять и поныне, что солнце ходит, а земля стоит,что есть ведьмы, привидения и пр.". Свидетели от медиума согласились наэто, но с условием, чтобы приборы были доставлены им на дом дляиспытания. Приборы были посланы. Свидетели сначала приостановилизаседания, а потом и совсем отказались от продолжения их и удалилимедиума. На этом исследование спиритических явлений кончилось. Комиссиясоставила подробный отчет о своих заседаниях и достигнутых результатах инапечатала его в газете "Голос". Заключение отчета сводилось к тому, чтоС. есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русскоеобщество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно сталоослабевать, и спиритические опыты были заброшены. В 1891 г. Н. П. Вагнерсделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическимявлениям. По его инициативе было образовано при спб. унив. русскоеобщество экспериментальной психологии. Но это общество не привлекает ксебе внимания. Спиритические явления объясняются различно. Спириты видятв них обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количествоявлений, который первоначально считались действием духов, оказалисьподдельными. Известен целый ряд медиумов, уличенных в обмане. Оченьживое и интересное описание спиритических сеансов, завершившихсяблестящим изобличением медиума Бастиана, дано австрийским эрцгерцогомИоанном в его брошюре "Einblicke in den Spiritismus". В 1880-х годах былустроен в Лондоне особый театр, в котором акробаты-фокусники показывалитак наз. спиритические явления и разъясняли, как они их производят. Азнаменитый медиум Паркер, когда нажил капитал, сам смеялся надспиритизмом. называя его вековой глупостью. Другие спиритическиеявления, состоящие в автоматических движениях, удовлетворительнообъясняются гипотезой полусознательных движений. Когда, напр., к опытамприступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполнесогласные с убеждениями, ничего другого не происходит кромеполусознательного выражения этими лицами своих убеждений всоответствующих движениях. Весьма характерные и в то же время крайнекурьезные примеры опытов подобного рода приводит Карпентер в сочинении"Основания физиологии ума" (СПб., 1877, стр. 255 - 258). Некоторыеисследователи постулируют для объяснения спиритических явлений особые,до сих пор неизвестные науке, силы природы. Но эти постулаты могут иметьнаучное значение лишь тогда, когда будут основываться на тщательноманализе фактического материала. Литература С. чрезвычайно обширна.Заслуживают внимания: Capron, "Modern Spiritualism, its Facts etc."(Бостон, 1855); Stefanoni Luigi, "Storia critica della superstizione"(Милан, 1869); "Материалы для суждений о спиритизме", изд. Менделеева(СПб., 1876); А. Аксаков, "Памятник научного предубеждения" (СПб.,1883); его же, "Анализм и спиритизм" (СПб., 1893, 2 т.) и "Спиритизм инаука. Опытное исследование над психической силой" Вильяма Крукса (СПб.,1871); Бутлеров, "Статьи по медиумизму" (СПб., 1889); Карпентер,"Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм" (СПб., 1878); Э.Гартман, "Спиритизм" (СПб., 1878). Из периодических изданий первое местозанимает журнал Аксакова "Psychische Studien" (Лпц., с 1874 г.). Нарусском яз. посвящен спиритическим явлениям журнал "Ребус". В. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.