- Святой
- Святой, святые. - В памятниках первоначальной христианской древности,до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западныххристиан слово святой - (agioV;), sanctus - по мнению Мартиньи("Dictionnaire des antiquites") отнюдь не было усвоено так назыв. нынеканонизованным святым, т. е. ни апостолам, ни мученикам, ни вообщелицам, которые позже стали, под именем святых, предметом особогопочитания церкви. На Западе в то время выражались просто: Paulus (неприбавляя: "апостол" или "святой"), Vincentius, Petrus и т д. Римскийкалендарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его "Acta Sinсега",доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV в. включительно (допапы Либерия), при чем ни разу не дает им названия sanctus. Лишь вкалендарях церкви карфагенской, в III - V вв., при поминовении умерших,особенно чтимых церковью, слово sanctus встречается часто. Первыйкалендарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени тогоили иного особо чтимого церковного лица, это - календарь Полемия ("Actasanctorum"; т. 1). В менее отдаленную эпоху это слово встречается иногдав мозаиках при изображении апостолов. но его еще нет при изображении св.Иоанна Предтечи даже в 451 г., и встречается оно при имени Предтечи нераннее, как в 472 г., на изображении св. Агафии in Suburra, в Риме. Поисследованию Чиампи, оно встречается также при изображении Козьмы иДамиана в 531 г. Слова sanctus и sanctissimus на мраморных погребеньях,бесспорно древних, имеют, по мнению Мартиньи, значение carissimus.Причина, по которой христиане древнейших времен избегали эпитетов:Sanctus, Sanctissimus, заключается, по мнению некоторых ученых, в том,что слово Sanctus часто употреблялось в надписях несомненно языческих,которым не хотели подражать христиане. На эпиграфических документах V в.встречается при именах, в некотором отдалении, одна буква S, котораяможет быть принята за начальную букву слова Sanctus, но также и за нач.букву слова Spectabilis. Вместо названия "святой" (Sanctus) или вместе сним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое название -dominus, domina. Мартиньи склонен думать, что слова dominus и dominaозначали в древности специально "мученик и мученица". Из рассказов опогребении почивших христиан видно, что распоряжавшиеся погребениемпровозглашали: ad sanctos! ad sanctos! (или ad martyres, ad martyres),т. е. приказывали нести умершего на специально христианское кладбище.Кроме обозначения личной святости или высокого благочестия лица, словоsanctus, (agioV;), как некогда в язычестве, прилагалось и в христианстведля обозначения, что то или иное лицо или место посвящено какому-либосвященному служению. Христиане in согроге в древней церкви (напр. впосланиях апост. Павла) именовались святыми. В Евангелии святость,освящение представляются везде как свойство христианства, во всех егопроявлениях: да святится имя твое (Mф. VI, 9), отче святый, святи их воистине твоей (Иоан. XVII, II, 17). Почитание и призывание святых. "Православная церковь почитаетправедников не как богов каких, а как верных сдуть, угодников и друзейБожиих; восхваляет их подвиги и деда, совершенные ими при помощиблагодати Божий во славу Божью, так что вся честь, воздаваемая С.,относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своеюжизнью; чествуют С. ежегодными воспоминаниями об них, всенароднымипразднествами, созиданием во имя их храмов и под. " (Прав. испов. ч.III, отв. на вопр. 52; Поел. восточн. патриар. о прав. вере, отв. навопр. 3). Св. Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божескоепоклонеие и служение (Хитреца), кроме единого истинного Бога (Второе.VI, 13; Ис. XLII, 8; Матф. IV, 10; 1 Тим. 1, 17), но вовсе не возбраняетвоздавать надлежащее почтение (doulexa) верным слугам Бога, и притомтак, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, как "дивному восвятых своих" (Псал. LXVII, 36). Царь Давид взывал: "мне же зело честнибыша друзи Твои, Боже" (Псал. CXXXVIII, 17); сыны пророческиеторжественно "поклонились до земли верному рабу и другу" Божию - Елисею(4 Цар. II, 15). В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон:"Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Матф. IV, 10),сказал ученикам своим: "вы друзья мои, если исполните то, что Язаповедую вам" (Иоан. XV, 14), и засвидетельствовал пред ними: "ктопринимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимаетпославшего Меня" (Матф. X, 40), показывая, что честь, воздаваемая вернымслугам Его и друзьям, относится к Нему самому. Возникнув в христианскойцеркви на первых же порах ее. существования, вера в богоугодность испасительность достодолжного чествования С. выразилась в установлении впамять мучеников и других С. особых праздников, по примеру воскресного идругих праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий илитургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановленияапостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV в. вездеоткрыто и торжественно происходит чествование С., узаконенное двумяпоместными соборами того же века: гангрским и лаодикийским. Вместе с темразвивается и определяется самое учение о почитании С. (Ефрем Сирин,Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).Способствовало этому появление разных еретических лжеучений. Были,напр., еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ейпочитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божескиепочести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это вызвало св.Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинногоцерковного учения о почитании С. В начале V века появились еретик икоторые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускаетсябожеское чествование С" с таким же поклонением им и служением, и этимвосстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается верав истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главеэтого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан иманихеев, стал испанец Вигилянций. Против него выступили блаж. Иероним иАвгустин. Вера в обязательность и спасительность достододжногочествования С. неизменно сохранялась в церкви и в последующие века;подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви(Сальвиан, Кирилл Александрийский, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин),так и целых соборов - поместного карфагенского (419 - 426) и вособенности седьмого вселенского (никейского II). Противниками этогоучения в средние века являются альбигойцы, павликиане, богомилы,вальденсы и виклефиты, в новейшие века - вообще протестанты. Призываниесвятых. Почитая С., как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь,вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов каких, могущихпомогать нам своею собственной силой, а как предстателей наших предБогом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям(Иак. 1, 17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа,который "един (есть)" в собственном смысле и самостоятельный "посредникмежду Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим.II, 5 - 6; "Прав. испов. веры", ч. III, отв. на вопр. 52; "Поcл.восточн. натр. о прав. вере", гл. 8). Начало молитвенного призывания С.видно еще в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: "Господи,Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших" (1 Парад. XXIX, 18).Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и кэтому прибавляет: "много может усиленная молитва праведного" (Так. V,16). Апостол Петр обещал верующим и после своей смерти не прерыватьпопечения о них (2 Петр. 1, 15). Апост. Иоанн засвидетельствовал, чтосвятые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и осочленах своих в церкви воинствующей (см. Апокал. V, 8; VIII, 3 - 4). На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковьвсегда учила призывать С., с полной уверенностью в их предстательстве занас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всехдревнейших литургиях, напр. апост. Такова и иерусалимской церкви,появившиеся в IV в. и вошедшие в церковнобогослужебную жизнь чинылитургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, чтопризывание С. в это время было явлением всеобщим. На седьмом вселенскомсоборе отцы, рассуждая о почитании и призвании С., между прочим,постановили: "кто не исповедует, что все святые.... досточтимы предочами Божиими.... и не просить молитв у них, как у имеющих, согласноцерковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, - анафема".Учете о призывании С. сохранилось и доныне сохраняется в отделившихсяиздревле от вселенской церкви христианских обществах, как то:несторианском, абиссинском, коптском и армянском. Противниками этогоучения явились выделившиеся из западной церкви в средние векарационалистические и мистические секты. Лютер отверг почитание ипризывание С. на том, главным образом, основании, что видел в них своегорода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалосьего личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже ипрославленные С. своим посредством будут отдалять верующих от триста,подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковнойиерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание С. являетсяунижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом илюдьми. С., по мнению Лютера - это только замечательные историческиелица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением,но к которым нельзя обращаться с молитвой. См. епископ Сильвестр, "Опытправославного догматического богословия" (т. V, Шев, 1891); митроп.моек. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. II, СПб.,1883, 4 изд.); "О призывании святых" ("Прибавл. к творен, святых отцов",ч. XV, 1856); Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию"(Новочеркасск, 1891); И. Трусковский, "Руководство к обличительномубогословию" (Могилев на Дн., 1889).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.