Давид


Давид
Давид (Жак-Луи David) - исторический живописец, знамен.преобразователь франц. живописи конца XVIII ст., имевший значительноевлияние на направление искусства даже других стран (1748 - 1825). Еще вотрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности; но,поступив в ученики к Вьену, сначала шел довольно тихо на пути своегоразвития и только после троекратной неудачи на соисканиях большойнаграды получил ее в 1774 г., за картину: "Эрасискрат открывает причинуболезни Антиоха". В следующем затем году отправился на счетправительства в Италию вместе с Вьеном, назначенным в это время вдиректоры франц. акд. в Риме. Проведя здесь пять лет, занималсяпреимущественно изучением антиков, писал этюды и исполнил лишь немногокартин, из которых одна: "Св. Рох молит Богоматерь о прекращении чумы",доставила ему некоторую известность. По возвращении своем в Париж, в1780 г., выставил здесь картину "Велизарий" (находится в лильск. муз.,гравиров. Морелем) и получил за нее звание сопричисленного к королевскойакд. живописи, а чрез три года был принят в действительные члены этойакд. за новое свое произведение: "Андромаха оплакивает смерть Гектора".Эти работы настолько повысили репутацию художника, что король заказалему картину, предоставив ему и выбор сюжета. Д. отправился в Рим и,написав там "Клятву Горациев", привез ее в Париж, где она возбудилавсеобщее удивление. Погружаясь все более и более в историю древнихгреков и римлян, он исполнил после того картины: "Смерть Сократа"(гравир. Массаром-отцом), "Ликторы приносят к Бруту трупы его сыновей","Любовь Париса и Елены", гравированная Видалем) и некоторые др.Отступление от его тем, обычных до этого времени, составляет: "ПрибытиeЛюдовика XVI в заседание парламента 14 февраля" - картина, принесеннаяим в 1790 г. в дар национальному собранию, которое после того заказалоД. изобразить "Клятву Jeu de Paume", оставшуюся, однако, только вэффектно сочиненном эскизе (гравир. Жозе). Разгоревшийся пожар революциизатянул пылкого художника в свой бурный круговорот: он выступил в ролиполитического деятеля, попал в 1793 г. в конвент, в качестве его членаучаствовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проектывеликих национальных празднеств и управлял их декоративною частью и т.п. В это время из под его кисти вышли воспроизведения двух кровавыхсовременных сцен - убийства М.Пеллетье и Марата. Падение Робеспьераповлекло за собою арест его друга, Д., и только слава последнего, какхудожника, спасла ему голову. По выходе из тюрьмы, он снова отдалсявсецело живописи и написал, в 1795 - 99 г., одну из лучших своихкартин:"Похищение сабинянок", публичная выставка которой доставила ему65627 фр. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона,Д. сделался его привилегированным живописцем; но, увековечивая наполотне славные события Консульства и Империи ("Переход Бонапарта чрезС.Бернард", "Коронация Наполеона", "Раздача орлов" и т. п.), он непереставал интересоваться древней историей и написал, между прочим,"Леонида в Фермопилах", - картину, оконченную в 1814 г. и проданную в 1819 г., вместе с"Похищением сабинянок", за 100000 фр. (обе находятся в луврск. музее).Несмотря на благорасположение к нему императора и на получаемые от негомилости, Д. оставался в душе республиканцем. По возвращении Бурбонов,он, как бывший член конвента и "цареубийца", подвергся изгнанию изФранции, был вычеркнут из списков акд. худож. и почетного легиона ипоселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодыххудожников и писать картины. Из произведений, относящихся к этойпоследней поре его деятельности, наиболее достойны внимания: "Амур,покидающий Психею", "Марс, обезоруживаемый Венерою, Амуром и Грациями" ит. д. Суждение художественных критиков о Д. весьма различно, но никто неотрицал его огромного исторического значения. С Д. началось решительноеперерождение изжеманившегося пред тем франц. искусства. Он первый сноваобратился к изучению антиков, стал заботиться о соблюдении чистоты стиляи здравого воззрения на природу. Это направление он проводил в своихпроизведениях с убеждением и энергией. Однако он в сущности усвоил себетолько внешние черты памятников греч. искусства. Отсюда - окоченелость имертвенность его картин. Вместо действительного чувства, мы находим унего театральную деланность, вместо страсти - притворный, нередкопреувеличенный пафос, не столько вдохновение, сколько холодный расчетума. Кроме того, он вообще не богат изобретательностью: его композицияотличается разбросанностью; его фигуры принимают утрированные позы;колорит у него чересчур однообразный, порою желтоватый, холодный илишенный тонких нюансов. Но рисунок старательно выработан, формыблагородны, изящны, и особенно в женских фигурах. В портретах оннесравненно проще и привлекательнее, чем в картинах, и большинство егонедостатков стушевывается пред подражанием природе, не отуманеннымпредвзятыми принципами. Как на лучшие его работы в этом роде, можноуказать на портреты Жубера и Леруа, г-жи де-Сорси, маркизы де-Оливьер,отца Филельера, Пекуля (нах. в Лувре), Буасси-д'Англа, г-жи Рекамье (вЛувре), ген. Жерара и особенно папы Пия VII (в Лувре). Но главнаязаслуга Д. состоит в основании целой школы, в которой его ученикампредоставлялась возможность развивать свои способности сообразно ихнатуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков броситьрабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, асамостоятельным путем к совершенству. Из этой школы вышли Гро, Гране,Друе, Жироде, Жерар, Изабё, бельгиец Навез, Л. Робер, Энгр и мн. др.,менее значительные художники. Ср. F.L..David, "Le peintre Louis David(1748 - 1825), souvenirs et documents inedits" (П., 1880); Delecluze,"L.David, son ecole et son temps" (П., 1855); Т. Thore, "Les peintres duXIX siecle, L.David" (Брюссель, 1843); М.A.Th. (Адольф Тьер) "David,souvenirs historiques";E.Chesneau, "Le mouvement moderne en peinture,L.David". A. C - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Давид" в других словарях:

  • Давид — а, муж.; разг. Давыд, а.Отч.: Давидович, Давидовна; разг. Давидыч.Производные: Давидка; Давидок; Додя; Дава; Видя; Давыдка; Давыдок.Происхождение: (Др. евр. имя Dauid любимый.)Именины: 5 янв., 27 янв., 14 февр., 18 марта, 25 апр., 15 мая, 31 мая …   Словарь личных имен

  • Давид II — Шотландский David II of Scotland Давид II, король Шотландии …   Википедия

  • ДАВИД — (евр. Dâvîd, возможно, «любимец»), царь Израильско Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10 29) придало ему черты эпического героя, царя воителя, а последующая… …   Энциклопедия мифологии

  • Давид — царь Израильско Иудейского государства, который правил около 40 лет (конец 11 в.Ч около 950 г. до н.э.). Давид выходец из иудейского города Вифлеем, пастух. Во время царствования Саула был принят на царскую службу: либо был призван как певец… …   Исторический словарь

  • Давид Ян — IT предприниматель России Дата рождения: 3 июня 1968 Место рождения: Ереван Давид Евген …   Википедия

  • Давид — виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900 х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с. д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы… …   1000 биографий

  • Давид Ж. — Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж …   Википедия

  • Давид Ж. Л. — Давид, Жак Луи Давид, автопортрет (1794) Имя при рождении: Jacques Louis David Дата рождения: 30 августа 1748 Место рождения: Париж …   Википедия

  • Давид XI — Давид ХI დავით XI Царь Картли 1569   1578 …   Википедия

  • ДАВИД — царь Израильско Иудейского государства в кон. 11 в. ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша пастух Давид победил в единоборстве… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАВИД —     ДАВИД (Δαβίδ, Фессалоникийский? ср. Vat. gr. 1023 f. 84 v.: δαΐδ θεσσαλονίκης έξηγούμενος) (кон. 6 нач. 7 в.) греческий философ, представитель Александрийской школы неоплатонизма. Судя по имени и отдельным пассажам сочинений христианин (см.,… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Давид» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.