- Саллюстий
- Саллюстий (вернее Саллустий, Gains Sallustius Crispus) - знаменитыйримский историк, род. в 86 г. до P. Хр. в сабинском городе Амитерне;происходил из плебейской фамилии; провел в Риме свою очень разгульнуюмолодость. В 59 г. С. получил звание квестора, а в 52 г. был народимтрибуном и в этой должности выступил энергическим противником партиисената и злейшим врагом Милона (убийцы Клодия) и защитника его Цицерона.В 50 г. С. был изгнан цензором из сената за свою беспорядочную жизнь,вероятно - по проискам аристократической партии. В следующем году, приначале междоусобной войны, С. присоединился к Цезарю, получил местоквестора и вновь сенаторское звание. Посланный в военную экспедицию вИллирию, он потерпел поражение от помпеянцев; также неудачна была егомиссия к взбунтовавшимся кампанским легионам. В 47 г. С. в качествепретора командовал флотом у берегов Африки и перехватывал у враговЦезаря хлебные запасы, по окончании гражданской войны в 46 г. С. былназначен проконсулом в Нумидию, где составил себе всякимизлоупотреблениями большое состояние; по возвращении в Рим был предансуду и избежал осуждения лишь благодаря заступничеству Цезаря. Обогатстве С. свидетельствовал устроенный им в Риме роскошный парк (HortiSallustiani) между Пинчио и Квириналом, бывший впоследствии любимымместопребыванием императоров Нерона, Веспасиана и Аврелиана. Послеубийства Цезаря С. удалился в частную жизнь в посвятил себяисключительно литературной деятельности. Умер в 85 г. до Р. Хр. От негодошла до нас в целости два небольших историч. сочинения: "О заговореКатилины" ("Calilina", "De coniuralione Catilinae", "BellumCalillnarlum") и "О югуртинской войнй" ("Jugurtlia", "BellumJugurthinum"); от главнейшего же исторического труда С.: "Historiarumlibri quinque", обнимавших описание 12 лет современных автору событий,от 78 до 66 г. до Р. Хр., осталось лишь несколько отрывков. Историческиесочинения С. носят совершенно иной характер, чем сочинения егосовременника Цезаря. С. стремится главным образом не к передаче фактов исобытий в возможно полном и точном виде, а к изложению нравственногосмысла событий и к поучению современников и потомства на основанииуроков истории: он хочет, чтобы его рассказ произвел известноевпечатление на читателя, и, сообразно с этой задачей, обращает особенноевнимание на изображение характеров действующих лиц, побуждений, покоторым они действуют, и нравственного состояния общества. Этот способисторического повествования введен в римскую литературу впервые С.;затем он встречается у Ливия и особенно у Тацита. Вводя в историюпсихологический анализ и элемент поучения, С. указывает также напричины, которые произвели события, и на последствия, которые от нихпроизошли; моралистическая точка зрения на предмет стоит у него втеснейшей связи с прагматическим методом повествования. Идеюисторического прагматизма С. почерпнул из сочинений Фукидида, аморалистическая точка зрения, которою проникнуты все его сочинения,принадлежит ему самому. Первое сочинение С.: "Катилина", написанноеоколо 44-43 гг., в историческом отношении далеко не безупречно: несмотря на изобилие материалов, которые могли быть у автора, егоповествование весьма неполно и дает меньше сведений, чем напр. сочинениеЦицерона, Плутарха и Дионисия. Кроме того, книга С. страдает отсутствиембеспристрастия: так напр., он умалчивает о многих действиях Цицирона, извидимого нерасположения к нему, и, напротив, не скрывает своих симпатийк Цезарю, о котором говорит с особенной любовью. Замечательно чтосочинение С. литературными достоинствами и в особенности искусством,какое обнаружил С. в уменье переплетать исторические события снравственными рассуждениями и психологическими картинами. Другоесочинение С.: "Югурта", написанное, вероятно, около 41 г., стоит гораздовыше и по тщательному собиранию материала, и по исторической точкизрения на дело, и по верности изображения характеров, и по отделкесочинения в частях и в целом. Историческое беспристрастие автору удалосьсохранить, хотя и заметно, что это сочинение писал человек партии,отъявленный демократ и непримиримый враг олигархии: он показывает, каквыродилась ко времени Мария римская аристократия, которую можно было безособенного труда подкупить всякому интригану и которая ради личных выгоджертвовала интересами и честью государства (известны слова Югурты:"Продажный город, который тотчас погибнет, как только найдетпокупателя!"). С особенным сочувствием С. относится к энергическомупредставителю римской демократии, Марию. В этом сочинении историческийталант писателя высказался в полном блеске и в искусстве рассказа; вуменье представить в речах, влагаемых в уста действующих лиц, общуюкартину политического положения и настроения массы в данную минуту.После этого сочинения были написаны дошедшие до нас в отрывках"Истории", в 5 книгах. Кроме исторических сочинений, с именем С. дошлидо нас два письма его к Цезарю ("Duae epistolae ad Caesarem senem derepublica") и "Декламация против Цицерона" ("Declamatio in Ciceronem");но в настоящее время эти сочинения признаются риторическими упражнениямипоследующего времени. Несмотря на значение трудов С., он не находилединодушного признания в римской литературе. Против него высказывалисьсамые резкие суждения, вследствие разлада между его прошлойнебезупречной жизнью и нравственными размышлениями в его сочинениях; емуприписывались самые омерзительные пороки (напр. грамматиком Ленеем, атакже в пасквильной речи "Declamatio in Sallustium"); его же, занесоответствие морали с жизнью, упрекают отцы церкви, как Лактанций, ипозднейшие римские писатели, как Макробий и Симмах. Кроме того,Саллюстий подвергался нападкам за риторически колорит повествования, заупотребление древних слов, затемняющих смысл, за темноту языка,происходящую от сжатости (obscura brevitas). Не смотря на этинеблагоприятные отзывы, С. пользовался во время империи большойпопулярностью и имел репутацию лучшего римского историка: его изучали вриторских школах и особенно любили грамматики за его архаизмы; дажесжатость его языка, Sallusliana brevitas, восхвалялась Квинтилианом. ПриАдриане сочинения С. были переведены на греческий язык ритором Зиновием.И в средние века моралистическое направление сочинений С. приобретаетему многочисленных почитателей, о чем свидетельствует и множестводошедших до нас списков "Катилины" и "Югурты". Лучшие из дошедших до нассписков сочинение С. - два парижских и базельский - все три Х-го стол.Важнейшие из старинных изданий С.: первое издание в Венеции 1470 г.,вышедшее в том же году издание в Риме, первое парижское издание 1509 г.,издание Карриона в Антверпене 1573 г., издание Корте в Лейпциге 1724 г.Более новые издания: Gerlach (Базель, 1833 - 1831 и 1852), Kritz (Лпц.,1828, 1853), Dietsch (Бррл., 1859), Jacobs-Wirz (10 изд., Берл., 1894),Jordan (3 изд., 1887). Maurenbrecher издал все отрывки "Истории" С.(Лиц., 1893). Ср. Ch. de Brosses "Vie de Salluste" (в 3-м т. его"Hlstoire de la repubilque Romaine dans le cours du Vllе siecle parSalluste, Дижон, 1777); Vogel, "De C. Sallustii Crinpl vita, moribus acscriplis" (Майнц, 1857); Gerbach, "Ueber den Geschichtsschreiber C.Salliistius Сrispus" (Базель, 1831); Dreis, "Ueber Sallust alsGeschichtsschreiber" (Итцегое, 1845); Touffel, "Ueber S. und Tacitus"(Тюбинг., 1868); ст. Новоселова в "Журн. Мин. Нар. Просв." (1862, авг. исент.); ст. Бабста в "Пропилеях" (I, стр. 223); Nisard, "L'historienSalluste" (Пар., 1879). На немецкий яз. соч. С. переводили Cless (3изд., Берл., 1882) и Holzer (Штутг., 1868), на русский - В. Рудаков(СПб., 1892 - 93).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.