- Прозелиты
- Прозелиты. - Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гурпребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означаетчужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт. XXIII, 4;Исх. II, 22; XXII, 21 Числ. IX, 14; XV, 29 - 30; XXXV, 15; 1 Пар. XXIX,15; Псал. XXXVIII, 13; Иep. XXII, 3; Зах. VII, 10) У семидесятитолковников слово это переводится различно, в особенности же словомproshlutV и другими подобными (paroicoV;prepidhmoV,xenoV, geiwraV,ioudaizonteV)ProshlutoV; (от prosercomai - прихожу) - собственнопришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от однойобщины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный вкакую-либо веру. Так, в особенности назывались новообращенные в веруиудейскую из язычников (Матф. XXIII, 15; Деян. II, 10, VI, 5; ХIII, 43 идр.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со временисамого исшествия их из Египта (Исх. XII, 38; Лев. XXIV, 10 - 16; Числ.XI, 4; 1. Нав. VI, 24; VIII, 35). В последующее время, при возрастающемблагосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар. II, 17).Некоторые яз П. принимали обрезание и потому могли участвовать вжертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступалисовершенно в общество израильское (исх. XII, 44, 48; Числ. XV, 14 - 16).П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, П. сынамизавета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовалисьпокровительством законов, служили в войске, при дворе, в числетелохранителей царских (ср. 2 Цар. XI, 6; XV, 18; XXIV, 16; 1 Цар. XI,39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева(Числ. X, 29, Суд. 1, 16; IV, 11; 1 Цар. XV, 6; Иерем. гл. ХХХV). Попреданиям иудейским ,этим П. вменялось в обязанность соблюдать такназыв. Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеямипосещали храм иepycaлимский, приносили жертвы через священников ипользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Названиеэто, может быть, заимствовано из выражения: "пришлец, который в жилищахтвоих", по еврейски - "во вратах твоих" (Исх. XX, 10; Второз. XIV, 21;XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходитьтолько до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеямистало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространилисьнравы языческие, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 1981г. доР. Хр.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников отверы (1 Маккав. 1, 11; 2 Мак. IV, 7 - 20). Такое отступничество должнобыло возбудить усиленную ревность в истинных поклонниках Иеговы. Современ Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращениюязычников в иудейскую веру, и число П. стало умножаться. Так ,ИоаннГиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул - итуреев; так жедействовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревностьфарисеев к обращению язычников, но она большею частью происходила не изчистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христосназывает их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф.XXIII, 15); по свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокимиврагами и преследователями христиан. Примером может служить ИродИдумеянин, с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которыеимели благотворное влияние на язычников. В Св. Писании они называютсялюдьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествияХриста Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находяудовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии,страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете,хранителями которой были Иудеи. Общение с иудеями, особенноблагочестивыми, знакомство через них со священными книгами, спророчествами о Мессии - все это имело благодетельные последствия дляязычников, и, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожиданиеИскупителя (ср. Матф. II, 1 сл.; Иоан. ХII, 20 - 21; Деян. VIII, 27 -28; XV, 21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим напоклонение; внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян. XXI, 28);они посещали и синагоги (Деян. XIII, 42 - 44). Сотник, построившийиудеям синагогу, вероятно, был из подобных чтущих Бога язычников (Лук.VII, 2 - 10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян.II. 712; VIII, 27, сл.; X, 1, сл.; XI, 19 - 21; ХIII, 42-44; XVII, 4,12, 17; XVIII, 4, 7 и др.). См. прот. П. Содирский, "Опыт библейскогословаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.