Прозелиты

Прозелиты
Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур — пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт., XXIII, 4; Исх., II, 22; XXII, 21; Числ., IX, 14; XV, 29—30; XXXV, 15; 1 Пар., XXIX, 15; Псал., XXXVIII, 13; Иер., XXII, 3; Зах., VII, 10). У семидесяти толковников слово это переводится различно, в особенности же словом προσήλυτος и другими подобными (πάροικος, παρεπίδημος, ξένοςγειώρας, ίουδαϊζοντες). Προσήλυτος (от προσέρχομαι — прихожу) — собственно пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так в особенности назывались новообращенные в веру иудейскую из язычников (Матф., XXIII, 15; Деян., II, 10; VI, 5; XIII, 43 и др.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени самого исхода их из Египта (Исх., XII, 38; Лев., XXIV, 10—16; Числ., XI, 4; 1 Нав., VI, 24; VIII, 35). В последующее время, при возрастающем благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар., II, 17). Некоторые из П. принимали обрезание и потому могли участвовать в жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали совершенно в общество израильское (Исх., XII, 44, 48; Числ., XV, 14—16). П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, П. сынами завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе телохранителей царских (ср. 2 Цар., XI, 6; XV, 18; XXIV, 16; 1 Пар., XI, 39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева (Числ., X, 29; Суд., I, 16; IV, 11; 1 Цар., XV, 6; Иерем., гл. XXXV). По преданиям иудейским, этим П. вменялось в обязанность соблюдать так называемые Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями посещали храм иерусалимский, приносили жертвы через священников и пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Название это, может быть, заимствовано из выражения "пришлец, который в жилищах твоих", по-еврейски — "во вратах твоих" (Исх., XX, 10; Второзак., XIV, 21; XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились нравы языческие, как это было после смерти Симона Праведного (умер в 1981 г. до Р. Х.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от веры (1 Маккав., I, 11; 2 Маккав., IV, 7—20). Такое отступничество должно было возбудить усиленную ревность в истинных поклояниках Иеговы. Со времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению язычников в иудейскую веру, и число П. стало умножаться. Так, Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул — итуреев; так же действовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревность фарисеев к обращению язычников, но она большей частью происходила не из чистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христос называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф., XXIII, 15); по свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами и преследователями христиан. Примером может служить Ирод Идумеянин с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которые имели благотворное влияние на язычников. В Св. Писании они называются людьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествия Христа Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находя удовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии, страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете, хранителями которой были иудеи. Общение с иудеями, особенно благочестивыми, знакомство через них со священными книгами, с пророчествами о Мессии — все это имело благодетельные последствия для язычников, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожидание Искупителя (ср. Матф., II, 1 сл.; Иоан., XII, 20—21; Деян., VIII, 27—28; XV, 21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение; внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян., XXI, 28); они посещали и синагоги (Деян., XIII, 42—44). Сотник, построивший иудеям синагогу, вероятно, был из подобных чтущих Бога язычников (Лук., VII, 2—10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян., II, 7—12; VIII, 27, сл.; X, 1, сл.; XI, 19—21; XIII, 42—44; XVII, 4, 12, 17; XVIII, 4, 7 и др.). См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Прозелиты" в других словарях:

  • Прозелиты — Прозелиты. Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гурпребывать, странствовать, приютиться, обитать где либо) означаетчужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт. XXIII, 4;Исх. II, 22; XXII, 21 Числ. IX, 14; XV, 29 30; XXXV,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Прозелиты — язычники, к рые после обрезания и специального омовения (см. Крещение, 1,1) принимались в общину Израиля (Деян 2:10; 13:43). Из поздних евр. письм. источников известны две группы прозелитов: прозелиты врат , соблюдавшие лишь т.наз. семь законов… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПРОЗЕЛИТЫ — (pros»lutoj  пришедший, новообращенный), греч. наименование лиц, обратившихся из язычества в *ИУДЕЙСТВО. Термин этот употреблен в *Септуагинте для передачи евр. слова герúм, пришельцы. Поскольку в *допленный период, в силу историч. условий,… …   Библиологический словарь

  • Прозелит, — т.е вновь пришедший; так называются в Новом Завете язычники, перешедшие в иудейство (Деян. 2:10), например, Николай Антиохиец (Деян. 6:5). Фарисеи были особенно ревностны в деле обращения язычников (Мат. 23:15). Талмуд и раввины различают два… …   Словарь библейских имен

  • ИУСТИН ФИЛОСОФ — [греч. ᾿Ιουστῖνος Θιλόσοφος] (кон. I нач. II в., г. Флавия Неаполь 165, Рим), мч. (пам. 1 июня), апологет, отец Церкви. Жизнь Мч. Иустин Философ. Роспись ц. свт. Николая мон ря Ставроникита, Афон. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Мч.… …   Православная энциклопедия

  • Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Зороастризм — Заратуcтра. Изображение, найденное в Сирии (ок. III века н. э.) Зороастризм, также маздаизм (авест. vahvī daēnā māzdayasna   «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین»‎  behdin, «Благая Вера»)  одна из древнейших… …   Википедия

  • УНИВЕРСАЛИЗМ И ПАРТИКУЛЯРИЗМ — (от лат. universalis всеобщий и от лат. particularis отдельный) В БИБЛИИ, общечеловеческие и национально–обособительные мотивы в кн. Свящ.ПИСАНИЯ. Исходные предпосылки. Библ. учение безусловно рассматривает все расы и народы как единую… …   Библиологический словарь

  • Гиюр — Иудаизм основные понятия       …   Википедия

  • История христианства в Римской империи — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»