Прерафаэлиты

Прерафаэлиты
Прерафаэлиты - группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв начале 50-х годов XIX ст. с целью борьбы против условности ванглийском искусстве первой половины века, против академических традицийи слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлитов"должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художникамиэпохи раннего Возрождения и такое же, как у последних, благоговейноеследование природе. Членами братства П. сделались художники и писатели,имена которых стали с тех пор знамениты: Данте-Габриэль Россети, егобрат Вилльям, Гольман Гент, Джон-Эверет Милле, скульптор ВульнерКоллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремяусловными буквами Р. R. В. (Pre-Raphaelite Brotherhood). Лучшим из ихпроизведений была картина Г. Гента: "Светоч Мира". Она изображаласмелую, спокойную и свободную фигуру Христа, стоящего с зажженнымфонарем в руках, в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее увереннымдвижением руки. Выше всего художники братства ставили одухотворенностьзамысла. Они отождествляли искусство с религией и смотрели на картинукак бы на молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами.Они считали искусство служением Богу и полагали, что содержаниемхудожественных произведений должно служить преимущественно все то, чтоговорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне,открывающейся душе человека только посредством символов. В начале П.предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражатьрелигиозное и мистическое настроение, причем избегали в живописицерковного характера и трактовали Евангелие символически, придаваяособое значение не исторической верности изображаемых евангельскихэпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, напр., в "СветочеМира", Гента, в виде Спасителя, с ярким светильником в руках, изображентаинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытыечеловеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.В понимании П. символ отличается от простой аллегории тем, что живетсвоей собственной жизнью. П. старались воспроизводить с величайшейдобросовестностью и точностью всякий предмет, всякую подробностьвнешнего мира, прежде всего изображать жизнь и правду, а затем ужепоказывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений. Онистремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений,а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались иисторическими темами, добиваясь величайшей точности в изображениифактических подробностей. Некот. (Гук, Льюис, Линнель и др.)разрабатывали пейзаж, внося в него то же изумительное изучениечастностей. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображениемоблаков, унаследованным ими от предшественника этой школы, Тернера.Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими книгами (вособенности "Modern Painters") на развитие эстетического вкуса в Англии;он уяснил значение Тернера и привел в систему идеи П. относительноискусства. Он был не созидателем искусства П., но его толкователем итоварищем его первых деятелей. Рескину принадлежит ясное определениехудожественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью", говоритон, "и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этогоможет добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать средитрав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говоритнашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленнойземли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечногобожественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящими незрящим - таково назначение художника. Этого требует от него Бог". Вэтих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились разрушитьрамки условности и одухотворить искусство религиозным и этическимсодержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена,т. е. выражен протест против условности во имя правды и пониманияискусства как служения религиoзно-нравственной идее. Члены братствапошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала развиватьсягруппа художников и поэтов, примкнувших к эстетическому миросозерцаниюП. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др.Ср. J. Ruskin, "Praeraphaelitism" и "Modern Painters"; R. de laSizeranne, "La peinture auglaise contemporaine"; Ernest Chesneau, "LaPeinture Anglaise"; З. Венгерова, "Литературные характеристики". З. Венгерова.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Прерафаэлиты" в других словарях:

  • Прерафаэлиты — представители эстетско мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз. «прерафаэлитского братства», состоявшего первоначально из 7 «братьев»: живописцев Дж.… …   Литературная энциклопедия

  • Прерафаэлиты —         (от лат. ргае перед и Рафаэль), английские художники и писатели второй половины XIX в. Стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства. Братство прерафаэлитов было основано в 1848 поэтом и… …   Художественная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английские художники, основавшие в половине XIX ст. особую школу; они проповедуют искренность и простодушие в живописи. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ПРЕРАФАЭЛИТЫ основанная в 1850 г.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Прерафаэлиты —     ПРЕРАФАЭЛИТЫ группа английских поэтов, отличавшихся своим мистическим направлением и преклонением перед художниками до Рафаэля. Во главе группы стоял Россетти, к которому примыкали Потмор, Вульнер, Свинбери, В. Морис и др. Прерафаэлиты… …   Словарь литературных терминов

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом наивное искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали… …   Современная энциклопедия

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — (от лат. prae перед и Рафаэль) группа английских художников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом наивное искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены Братства прерафаэлитов (1848 53, Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Прерафаэлиты — (от латинского prae перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом “наивное” искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены “Братства прерафаэлитов ” (1848 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — [рэ], прерафаэлитов, ед. прерафаэлит, прерафаэлита, муж. (от лат. приставки prae до, перед и имени итал. художника Рафаэля) (иск.). Группа художников в Англии в середине 19 века, проповедовавшая возврат к примитивным формам ранней итальянской… …   Толковый словарь Ушакова

  • Прерафаэлиты — «Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 г., галерея Тейт, Лондон Прерафаэлиты (англ.  …   Википедия

  • прерафаэлиты — ов; мн. (ед. прерафаэлит, а; м.). [от лат. prae перед и имени итальянского художника Рафаэля] Группа английских художников и писателей второй половины 19 в., изображавшая своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля).… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»