- Оракул
- Оракул (лат. oraculum) - в древности одно из средств, с помощьюкоторых человек старался вступать в непосредственное общение сбожеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получалисьвопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большеючастью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученногооткровения. Все О. могут быть подведены под три категории: предсказанияполучались или в виде сентенций, или в виде символов, или в видесновидений. В знаменитейшем из всех О. - дельфийском - одуряющие пары,выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояниеясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев насвященном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, пожурчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. в О.Зевса Аммонского в Ливии - за известными явлениями на изображениибожества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелениюсената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги. Трудносудить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; вовсяком случае усматривает в О. один лишь сознательный обман со стороныжрецов было бы суждением односторонним и лишенным историческойперспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная длядельфийского О., сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане,хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимостьдвусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. ВозникновениемО. данное место было обязано или благодетельному источнику, с которымгреческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлениемприроды (пары из горячего источника и т. п.), вызывавшим состояниеэкзальтации. Возникали О. и в местностях, где. покоились останкикакого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающиеобыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; такнапр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от винаи однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновиденииоткрылась воля божества. Назначение О. состояло не в том только, чтобыраскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководитьжизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудростьоказывалась несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди,когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения тойили другой меры. Для известных периодов греческой истории О. получают,поэтому, значение политических институтов. О., совета которыхиспрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержаниюсреди разрозненных греков сознания национального единства иосуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовалисельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т. п.Древнейшим из всех О. считался О. в Мероэ, в Египте, а за нимнепосредственно следовали О. в египетских Фивах и О. Зевса Аммонского. ВГреции величайшим авторитетом пользовался О. в Додоне, позднее - О. вДельфах. Кроме того Зевс имел своих О. еще в Элиде, Пизе и на Крите,Аполлон - в Кларосе близ Колофона и на Делосе. О. Бранхидов в Милетепосвящен был Аполлону и Артемиде. О. героев были О. Амфиарая в Оропосе,О. Трифония и Геракла - в Буре, в Ахайе. О. с вызыванием духов усопшихсуществовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К О. должныбыть причислены и изречения так наз. сивилл, особенно эритрейских и (вИталии) кумейских. У римлян существовали О. Фавна и Фортуны в Пренесте,О. Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским О. ВГреции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы инезависимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, онивлачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательнобыли закрыты. Ср. F. A. Wolf "Vermichhte Schriften"(Гале, 1802),Wirkemann "De variis oraculorum generibus" (Марб., 1835); Dohler, "DieOrakel" (Б.,1872); Karapanos, "Dodone et ses ruines" (П.,1878); Hendess,"Oracula graeca" (Галле,1877); Bouche-Leclercq, "Histoire de ladivination dans lantiquite" (П.,1879-91); Buresch, "Klaros" (Лпц.,1889); Diels, "Sibyllinische Blatter" (Б.,1890).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.