- Олег
- Олег - первый князь киевский из рода Рюрика. Летопись говорит, чтоРюрик, умирая, передал власть родственнику своему О., так как сынРюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, О.получил власть не как опекун Игоря, а как старший в роде. Три годаоставался О. в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов иподвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей,двинулся на Ю. Сначала он занял Смоленск и посадил там своего мужа,потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также посадил мужа.Добровольно ли покорились О. эти племена или после сопротивления -летопись не говорит. Когда О. достиг Киева, там уже княжили Аскольд иДир. Летопись рассказывает, что О. хитростью вызвал их из города иумертвил, а сам завладел Киевом и сделал его своей столицей, сказав: "себуди мати градом русским". Он строил города, с целью удерживать в своихруках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им быланаложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должныбыли платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов.После этого О. начинает расширять пределы своих владений, покоряяплемена, живущие на В и З от Днепра. В 883 г. покорены были древляне,находившиеся во вражде с поляками; на них была наложена дань по чернойкунице с жилья. Северяне платили дань хазарам; О. сказал им: "я врагхазарам, а вовсе не вам" - и северяне, по-видимому без сопротивления,согласились платить дань ему. Радимичей О. послал спросить: "кому даньдаете?". Те отвечали: "хазарам". "Не давайте хазарам, а давайте мне" -велел сказать им О., и радимичи стали платить дань ему по два шеляга срала, как раньше платили хазарам. Не все, впрочем, племена подчинялисьтак легко: по счету летописца, потребовалось 20 лет, чтобы покоритьдулебов, хорватов, тиверцев; а угличей О. так в не удалось покорить. В907 г. О. предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Войско О.состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян,северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Ехали наконях и кораблях. По словам летописи, кораблей было 2000, а в каждомкорабле по 40 человек; но, конечно, придавать абсолютное значение этимцифрам нельзя. Летопись украшает рассказ об этом походе разного родалегендами. При приближении русских к Константинополю, греки замкнулигавань и заперли город. О. вышел на сушу и стал опустошать окрестности,разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей;велел затем поставить лодки на колеса и, при попутном ветре, двинулся кгороду. Греки испугались и просиди не губить города, соглашаясь даватьдань, какую только О. захочет. Задумали они затем избавиться от О.отравой, но О. догадался и не принял присланных ему греками кушаний инапитков. После этого начались переговоры. О. послал к императору пословКарла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк,Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи О. Русскиепослы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царьград, могла братьсъестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного путизапасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. п.Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями:русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должензапретить русским грабить греческие села; в Константинополе русскиемогут жить только у св. Мамы; император посылает чиновника переписать ихимена, и тогда уже русские берут свои месячины - сначала киевляне, затемчерниговцы, переяславцы и т. д.; входить в город они должны без оружия,в количестве не более 50 человек:, в сопровождении императорскогочиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно. Императоры Лев иАлександр целовали крест при заключении этого договора, О. же и мужиклялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьимбогом Волосом. Летопись передает, далее, что О., возвращаясь домой,велел русским сшить паруса шелковые, а славянам - полотняные, и чтовоины, в знак победы. повесили свои щиты на вратах Царьграда. О.возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями. овощами, винами и всякимузорочьем. Народ дивился ему и прозвал его "вещим", т. е. кудесником,волхвом: "бяхо бо людие погани и невеголоси", заключает летописец. В 911г. О. послал своих мужей в Константинополь утвердить договор,заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших призаключении первого договора, и, сверх того, еще 9: Инегельд, Гуды,Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост - имена, большеючастью звучания не по-славянски и показывающие, что дружина состоялатогда в большинстве из скандинавов. Послы, от имени О., других князей,бояр и всей русской земли, заключили с византийским императором такойдоговор: при разборе дела о преступлении, нужно основываться на точныхпоказаниях; если кто заподозрить показание, то должен поклясться пообрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагается казнь.Если русин убьет христианина (т. е. грека) или наоборот, то убийца (еслибудет застигнут) должен быть убит на месте, где совершил убийство; еслион убежит и оставить имущество, то, за выделом из него части следующей,по закону, жене, все остальное поступает родственникам убитого; еслибежавший имущества не оставить, то он считается под судом до тех пор,пока не будет пойман и казнен смертью. За удар мечем или чем-нибудьдругим виновник, по русскому закону, платить 5 литр серебра; еслизаплатить всей этой суммы он не в состоянии, то должен внести столькосколько может, снять затем то платье, в котором ходит, и поклясться, пообрядам своей веры, что у него нет никого, кто бы мог за него заплатить;тогда иск прекращается. Если русин украдет у христианина или наоборот, ивор будет пойман на месте, то хозяин украденного, в случае сопротивлениявора, может его убить безнаказанно; если же вор отдастся безсопротивления, то его следует связать и взять с него втрое заукраденное. Если кто-нибудь из русских или христиан станет кого-нибудьмучить, допытываясь, где имущество, и насилием возьмет что-нибудь, тодолжен заплатить за взятое втрое. Если греческий корабль будет выброшенна чужую землю, а там случатся русские, то они должны охранять корабль сгрузом, отослать его в землю христианскую, провожать чрез всякоестрашное место, пока он не достигнет места безопасного; если корабльсядет на мель или его задержать противные ветры, то русские должныпомочь гребцам проводить его в землю греческую, если она окажетсяблизко; если несчастье это случится вблизи земли русской, то корабльпроводят в последнюю, груз продается и вся вырученная сумма приносится вЦарьград, когда русские будут идти туда для торговли или с посольством;если же кто окажется на корабле том убитым, или прибитым, или что-нибудьпропадет, то виновники подвергаются указанному выше наказанию. Еслирусскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будутневольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить вих страну, где ему будет выплачена выкупная сумма; военнопленные такжевозвращаются на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную ценуневольника. Русские могут добровольно поступать на службу к греческомуимператору. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекамили наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину.Если раб будет украден из Руси, сам уйдет или будет уведен насильно, агосподин его станет жаловаться, и жалоба будет подтверждена самим рабом,то последний возвращается на Русь; гости (купцы) русские, потерявшиераба, могут искать его и взять обратно; кто не дает у себя делатьобыска, тот тем самым проигрывает дело. Если кто-нибудь из русских,находящихся на службе у византийского императора, умрет, нераспорядившись своим имуществом, то оно отсылается к родственникам егона Русь; если распорядится, то оно поступает к тому, кому завещано,причем наследник получает имущество от земляков, ходящих в Грецию. Есливзявшийся доставить имущество утаит его или не возвратится с ним наРусь, то, по жалобе русских, он может быть насильно возвращен вотечество (Профессор М. В. Владимирский-Буданов эту статью толкуетиначе: если преступник убежит, избегая наказания, из Русии в Грецию, тода будет возвращен; когда в таком случае Русь заявит жалобу греческомуправительству, то это последнее должно схватить его и возвратить силоюна Русь. В летописи это место передано так: "аще злодей возвратится вРусь, да жалуют Русь христьянскому царству, и ять будет таковый ивозвращен будет не хотяй в Русь". Мы придерживаемся перевода С. М.Соловьева.). Так точно и русские должны поступать относительно греков.После заключения договора, император визант. одарил русских пословзолотом, одеждою, тканями и, по обычаю, приставил к ним мужей. которыеводили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовойверы. Затем послы были отпущены домой, куда и возвратились в 912 г.Осенью того же года, по сказанию летописи, О. умер и похоронен, в Киевена Щековице ("П. С. Р. Лет.", I, 16). Место погребения О. занесено влетопись по преданию, не вполне достоверному; есть и другое предание, покоторому О. умер во время похода на север и похоронен в Ладоге(Архангел, лет., стр. 10 - 11). Со смертью О. связано в летописиизвестное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина:"Песнь о вещем О.". По счету летописца, О. княжил 33 года, с 879 (годсмерти Рюрика) по 912 г.; но хронология первых страниц начальнойлетописи крайне спутана и неточна. Критическую оценку летописныхсведений об О. см. у Соловьева, Иловайского и Бестужева-Рюмина. Договорырусских князей с греками вызвали обширную литературу, которая указана уМ. Ф. Владимирского-Буданова, в "Хрестоматии по истории русского права"(вып. 1й). Н. В - ко.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.