- Ницше
- Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый немецкий писатель,родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантскимпастором. В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив. Вовремя франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появилисьпервые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто ив Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставилпрофессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы,не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторскойдеятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и стех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своейматери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляетстройной системы, исходящей из вполне установленных начал. Н.афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренныхметаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имярационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическомумировоззрению. Во всех этих фазисах философского развития Н. имеетзначение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественнымтемпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; вовтором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучнымиучениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок.Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius", "DieGeburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" (1872) и "UnzeitgemasseBetrachtungen". В первой из этих работ, филологической по существу, Н.выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположныхэстетических элементов в природе - дионисовского и аполлоновского.Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженныхтелодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когдауничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается сприродой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникамбытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной вфизиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство -музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет стремление ксоздаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил.В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудроеспокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis,т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова.Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасномискусственном мире сновидений. Ему соответствует пластическоехудожество. Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая трагедия,а из ее - все позднейшее искусство; первоначальный хор - дионисовский элементее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т.е. как бы искусственный мир видений. Диалог - аполлоновский элементтрагедии. Говорящие на сцене герои - аполлоновские образы, в кoторыхобъективируется Дионис, первоначальный трагический герой; они толькомаски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух элементовискусства Н. вывел из глубины своего собственного существа; оно жеобъясняет постоянный перемены его философских идей. Эти идеи по егособственным словам - маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрываетсяего дионисовское "я". Стихийное, дионисовское начало Н. ставить вышевсего, также как и вышедшее из него искусство, т. е. главным образом.музыку. Культуру аполлоновского, рассудочного характера Н. производитот. Сократа, "основателя диалектики и теоретичности", мнящей себяспособной дойти путем разума до первооснов бытия. Кант нарушил, этотоптимизм и проповедывал "философию воздержания". Критикой разума оноткрыл путь для возрождения философии в Шопенгауере, который показалдоступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души.Из 4-х отдельных брошюр, составляющих "Unzeitgemasse Betrachtungen"самая значительная - "Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur dasLeben". "Историей" Н. называет всю совокупность знаний, всю духовнуюжизнь в противоположность инстинктивной - знание прошедшего, какпротивоположность живой силе настоящего и совершающегося. Н. ставитвопрос, "как подчинить историю жизни" и решает, что только "посколькоистория служит жизни, должны и мы служить истории". История полезна лишьдо тех пор; пока, увеличивая знания, она не делает души пассивноювоспринимательницей прошлого, лишенною созидательного, пластическогоэлемента. "Неисторическое", т. е. непосредственное творческое началодолжно оставаться сильным; только сочетая историческое с неисторическимчеловек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тожевремя не подчинен ему. Н. возводить в идеал людей, унаследовавших генийпрошедшего, способных из настоящего объяснить минувшее и тем самымопределить самое отдаленное будущее. Он называет их "людьминесвоевременными" (Unzeitgemasse), т. е. не подходящими к данномувремени. Двум представителям этого идеала посвящены две другие статьи:"Unzeitg. Betrachltungen" - "Schopenhauer als Erzieher" и "RichardWagner in Bayreuth". В них Н. развивает свое учение о гении; культгениальности является у него проявлением метафизического в физическомсуществовании. Преклонение пред гениальностью Вагнера закончилось у Н.разрушением культа; в стремлении вечно развенчивать достигнутые идеалы,он порвал с Вагнером и путем долгих колебаний и внутренних жертв перешелк позитивизму. К этому второму периоду относится: "Menschliches,Allzumenschliches" (1876 - 77) - сборник афоризмов, написанных кгодовщине смерти Вольтера. Здесь, под влиянием английских позитивистов,а также своего приятеля, немецкого позитивиста Рэ, Н. занялся вопросомоб основах альтруистических чувств и решил его в духи утилитаризма. Своепрежнее этическое понимание он теперь опровергал, анализируяпроисхождение этических побуждений и превращаясь из метафизика впсихолога и историка. Все афоризмы сборника сводятся к обнажению "полнойчеловечности" (Allzumenschlichkeit) того, что считалось святым, вечным исверхчеловеческим. Презираемый прежде Сократ, представитель разумности.кажется ему теперь истинным созидателем культуры. Он отрицает чудогениальности, вооружается против Вагнера и, в общем подчиняет инстинктразуму. Три других сочинения этого периода: "Der Wanderer u. seinSchatten", "Morgenrothe" и "Frohliche Wissenschaft" чуждыпреувеличенного интеллектуализма предыдущего труда. Продолжая подчинятьаффекты разуму, Н. больше настаивает на силе чувства, заставляющегоподчиняться будничной и некрасивой истине только потому, что она истина.Позитивная философия имела для Н. значение тем, что она давала ему методпознавания, нужный ему для постоянных переходов настроений и несковывала его подобно метафизике. Поэтому так бодро звучат его слова в"Frohe Wissenchaft". В то время он уже подготовлял свою "философиюбудущего" и отдалялся от содержания позитивных учений. Последний периодв творчестве Н. обнимает пять сочинений: "Also sprach Zarathustra","Jenseits von Gut und Bose", "Zur Genealogie der Moral". "Der FallWagner" и "Gotzen-Dammerung". Здесь Н. признает всякое знание и мышлениеусловным и возвращается к первоначальному возвеличению аффектов истихийной силы личности. В "Jenseits von gui u. Bose" он доказываетложность понятий о добре и зле, правде и неправде и считаете важным всето, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения ких нравственной оценке: fiat vita, pereat veritas. Он высоко ставить"силу лжи", т. е. стремление к выдуманному, и выводит отсюда значениеискусства и метафизики. Область познания переносится им в мир аффектов ивнушений воли. Он превозносит мир намеренного обмана и говорит, чтоблизкий нашей душе мир должен быть нами же создан. Идеалом его являетсясверхжизненный образ отдельного человека, могучая воля которого -единственный критерий добра и зла. В этике и эстетике Н. Бог, человек имир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н. основанана его понимании упадка, который создается вмешательством разума,ограничивающего стихийные инстинкты. Этот упадок начался длячеловечества вместе с культурой, сделав из человека больное существо,стремящееся к отрицанию самого себя. Оправдание упадка, тождественного сжизнью человечества во все времена, заключается в том, что человек -только переходная ступень к чему-то более совершенному. Цельчеловечества - преодолеть себя во имя более высокого идеала; чтобыдостигнуть этого, нужно развивать свои человеческие страсти до апогея ив них пережить самого себя. "Сверхчеловек" (Uebermensch), для которогочеловек уготовляет путь самоотречением, является созданием самогочеловека. Стремление к красоте "сверхчеловека" заменяет прежнеестремление к добру в жизни; невозможность достижения этого мистическогоидеала лежит в основе контрастов, составляющих трагическую красоту души.Религиозное учение Н. тесно связано с учением его об "упадке". Когдаестественно-человеческое доведено до апогея, тогда пробуждается жаждабожественного; чем гуще тени на человеческом, тем ярче сияетбожественное - и человек сам создает божество, как противоположностьчеловеческому. Учение Н. носит лирический характер. Он объективируетразличные состояния своей души, враждебной всем установленным категориямразума и всем нравственным традициям, и в блестящих образах и афоризмахзаостряет свои отрицания и утверждения. Не будучи теоретиком вфилософии, а скорее сильным художником мысли, Н. создал миросозерцание,соответствующее некоторым сторонам современного искусства; в его ученииполучили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной свободы.Полное собрание соч. Н. издано его приверженцами в Лейпциге. Крупныхмонографий о Н. не имеется. См. в "Вопросах философии и психологии"(1892 - 1893) статьи В. П. Преображенского, Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина,П. Е. Астафьева (статья Грота вышла отд. брошюрой). В "СеверномВестнике" (1896 г.) напечатан интересный этюд близко знавшей Н. немецкойписательницы Лу-Андреас-Саломэ. З. В.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.