Маски

Маски
Маски или по-старинному "личины", "хари" - пользовались и пользуютсявесьма широким распространением у самых различных народов, начиная спервобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точкизрения этнологии и истории культуры, в последние 10 - 15 лет сталиобращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль вэтнографич. музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды итипы М., привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далекоеще не вполне разработан и полная история М. принадлежит будущему. Доль(Dall) предложил три главных группы: 1) М. с отверстиями для глаз и рта,надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле: 2) М. с подобным жеизображением человеческого лица или звериной головы, но носимые наголове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта, и 3) маскоподобныеличины, не носимые как маски. Приготовляются М. из древесной коры,дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди,золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящихзвериных голов, человеческого черепа и т. д. Изображают M. обыкновенно,либо человеческое лицо, либо, голову какого-либо действительногоживотного (зверя, птицы, гада), или фантастического существа; в двухпервых случаях замечается стремление либо к возможно большемувоспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного иликомического. У большинства народов, особенно менее культурных, М. имеютзначение не забавы или развлечения, а более серьезное; они часто связаныс различными религиозными представлениями. Андрэ предложил разделить М.,по цели пользования ими на употребляемые при религиозных действиях, навойне, при погребениях (возложении на покойников), при отправленииправосудия, при театральных представлениях и плясках. Это деление, одннако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды,театральные представления и пляски часто имеют также религиозноезначение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных,поясняющих их значение и употребление. Точное понимание смысла М. тесносвязано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения иобраза.. мышления народов на различных ступенях культурного развития;прогресс в изучении М. является, поэтому, тесно связанным с успехамиэтнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл М. - втом, что она скрывает лицо, защишает его, отвлекает от него внимание и,вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх,напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередкопредставление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca(по-итальянски - machera) сводится к macher, mastiсаге. Внепосредственнозащищающем смысле М. употребляются на войне, чаще всоединении с шлемом (так назыв. "забрало"), но иногда и отдельно длязащиты лица. При этом, обыкновенно, М. придается страшный вид, чтобы онив то же время и пугали неприятеля. Подобные М. употребляются некоторымиплеменами негров и даяками ; они были в ходу в Мексике, также в Япония(где делались из металла, составляли часть лат и изображали страшноелицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже уклассических народов и в Средние века в зап. Европе; но в этих последнихслучаях изображение лица (Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самомшлеме, а не на забрале. Защищающее значение М. может иметь и не вбуквальном или материальном, а в переносном или духовном смысле; онаскрывает настоящее лицо, вводить в обман и тем может спасать от злыхдухов или даже устрашать их. Отсюда надевание М. на умерших, довольнораспространенное у разных народов. Иногда, впрочем, в этих М. нет ничегоустрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонкихзолотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранитьподлежащие разрушению черты умершего. Таковы гипсовые, раскрашенные М.,находимые в древ. могилах Минусинского края, некоторые античные М. изметаллов или терракоты, древние египетские М. и др. Несколькопогребальных М. найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, вМикенах, в Керченских могилах. М. из дерева, камня, мозаикиупотреблялись в древней Мексике, М. из дерева, раскрашенные - в Перу:умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок, надкоторым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась М. М. приотправлении правосудия употребляются особенно в некотор. частях Африки(Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских о-вах;обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особыхтайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере длянеполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которымпредоставляется власть чинить, в известные времена года, суд и наказаниенад виновными и непокорными. Разные мистерии, разыгрываемые подобнымиобществами, напр. в сев. зап. части Сев. Америки и в центральной Африке,совершаются всегда в М. Здесь уже мы переходим в область культа ирелигии, в которой М. играют вообще большую роль. Сюда относитсябольшинство наиболее замечательных и характерных М., напр. на о-вахМеланезии (собственно в Полинезии М. нет), у многих племен америк.индейцев, в Африке и в Азии. Многие М. употребляются при плясках,входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - приих служении и т. д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянныеМ. с островов Нового Мекленбурга и Нов. Каледонии; М. из передней частичелов. черепа, с искусственными глазами и волосами - с о-ва Нов.Британии и НовоГебридских о-вов; разнообразные М. сингалезов,употребляемые при демоническом культе;М. с изображением разныхчеловеческих и звериных голов - из сев. зап. Америки; М. буддийскогокульта, воспроизводящие различные типы злого божества. Большоеразнообразие типов представляют театральные М. яванцев, сиамцев,японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также отрелигиозных мистерий. Простейшие формы М. мы встречаем у вогулов,остяков и др. сибирских инородцев, которые употребляют их, напр., припразднествах в честь убитого медведя. При таком празднике всеприсутствующие надевают М. из древесной коры, с длинным носом, и,обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами илиостяками, а русскими; при этом происходят пляски и сценическиепредставления, отчасти комического, отчасти обличительного характера,так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькуюправду всем сородичам и даже старшинам. Литература. "Masken" в Andree,"Elbn. Раrallelen und Vergleiche" (Neue Folge, Л., 1889); F. v.Helivvald, "Die Urgeschichfe der Maske" (в "Ethn. Rosselsprunge", Лонд.,1891);Dаll, "On Masks, Labrets etc." (в "Third ann. Report of the Bureauol Ethnology"); Benndorf, "Antike Gesichtshelme und Sepulcralmasken" (в"Denkschr. d. k. Acad. d. Wiss. ph.-hist. Kl.", XXVIII. B., 1879);Krause und Schmeltz, "Die ethn.-anthr. Abth. d. Museum Godeffroy"(1881); "Americas Nordwestkuste etc." (1884); Mayer und Parkinson,"Schnitzereien und Masken vom Bismark-Archipel und Neu-Guinea" (с 19табл., 1895). Д. A.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Маски" в других словарях:

  • Маски — Для термина «Маска» см. другие значения. Маски шоу Место нахождения Одесса, ул. Ольгиевская, 23 Основан 1984 Художественный руководитель Георгий Делиев Сайт Сайт Комик труппа «Маски»  одесский коллектив, работающий в таких жанрах, как …   Википедия

  • Маски Э. — Эдмунд Сикстус Маски Edmund Sixtus Ed Muskie …   Википедия

  • МАСКИ — драматическое представление, достигшее расцвета в 16 первой половине 17 вв. в Италии и при дворе Стюартов в Англии, в эпоху Якова I и Карла I. В классическом представлении масок музыка, поэзия, танец, роскошные костюмы, искусно сделанные… …   Энциклопедия Кольера

  • Маски — или по старинному “личины”, “хари” пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Маски —         увеселительное представление, устраивавшееся в Англии в 16 17 вв. при дворе или в домах аристократов. Представляло собой пышный феерический комедийный дивертисмент, состоявший из серии сменявших друг друга сцен и номеров: маскарадных… …   Музыкальная энциклопедия

  • МАСКИ —     Сон, в котором вы видите людей в масках, предвещает, что вас попытаются обмануть, а вы будете бороться в фальшью и завистью. Видеть вооруженное нападение бандитов в масках предвещает предательство и измену, в результате которых пострадают… …   Сонник Мельникова

  • Маски-шоу (телесериал) — Комик труппа «Маски»  одесский коллектив, работающий в таких жанрах, как пантомима, клоунада и эксцентрика. Художественный руководитель  Георгий Делиев. Коллектив основан в 1984 году. Логотип комик труппы Маски Выступают на …   Википедия

  • Маски-шоу — Жанр Комедия Формат изображения 4:3 цветной PAL/SECAM Формат звука Моно Длительность 23 25 мин. Создатель Георгий Делиев Разработка Комик труппа «Маски» …   Википедия

  • Маски для лица — (косметика) – средства ухода за кожей лица, которое предполагает нанесение на кожу определённый состав веществ. Как правило, нанесение масок для лица в большинстве случаев происходит в домашних условиях, что не отменяет популярности данной… …   Википедия

  • МАСКИ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ — маски, обычно клавшиеся в погребения на лицо умершего. Были распространены у разных народов в разл. время. Связаны с культом предков и представлением о загробной жизни. Древнейшие М. п. из дерева, глины, гипса, золота найдены в Египте. Так, в… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»