- Митра
- Митра - у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик, изплотной материи, свешивавшийся назади в виде мешка, в который помещалисьволосы. У греков М. - род головной повязки в виде широкой ленты черезлоб облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длиннымиконцами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобиюголовного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой, в видезолотого листа, украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаковменьший, епископ Иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность,такая повязка носила название stejanoV, corona, cidaroV, диадема. Стечением времени повязка, удлинясь кверху, образовала род шапки соткрытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VIвеке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый сталделать на М., украшения, в виде вышивок разного рисунка, особенно жесвященных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем емустали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще оченьнизкая, обнимая спереди лишь один доб; с XII в. она получает виддвурогой короны, какая на изображениях вещественных памятниковхристианской древности усвояется трем еврейским отрокам в вавилонскойпещи. М. считалась на столько существенной принадлежностью епископа, чтоони ею клялись, слово corona, которым переводилось mitra, у латинянобозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. сталиусвоят и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в.стала пониматься как подобие императорской короны и получиласимволическое значение (епископ - образ царя Христа), напоминая также отерновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым былаобвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: онастала закрытой сверху, кверху расширяющеюся и круглой "епископскоюшапкой". В России, со времени московского собора 1667 г., "серебряныезолотые шапки, подобный М. (епископским), стали жаловаться иархимандритам, что продолжается и доселе. Ныне М. дается и лицам избелого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), понепосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синодупредоставлено представлять к М. лишь одного настоятеля Исаакиевскогособора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не нижемитрополита жалуется М. патриаршая, отличающаяся от обыкновеннойводруженным на ней сверху крестом. Такую М. до селе имели в Россиитолько митрополиты москов. Филарет и спб. Исидор. Н. Б - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.