- Епископская
- Епископская власть, как она предначертана в св. Писании ипервоначальных, основных, канонах церкви, в древности всегда былапредметом особенно заботливой охраны со стороны церкви. "Без епископа нипресвитер, ни диакон ничего да не совершают". "Без Е. нет церкви". "Ктоне с Е., тот не со Христом". Позже Е. усвояется название начальниковцеркви - principes ecclesiae, arconteV ekklhsivn. После того какхристианство получило покровительство светской власти, разные права Е. ивзаимные их отношения начинают занимать много места в соборныхпостановлениях. Подробная регламентация Иерархических отношений быласовершенно необходима, в виду значительного числа епископов и дробленияепархий. Из первоначальной, церковно-общинной формы, когда Е. управляетепископией отечески, широко пользуясь содействием не только советапресвитеров, но и самой паствы, возникает мало-помалу сложнаяорганизация, в которой власть Е. является обставленною целой системойбюрократических должностей и учреждений ("эконом" и "великий эконом","скевофилакс" и "великий скевофилакс", "хартофилакс", "великийхартофилакс" и т. д.). Эта поместная (византийская) форма церковногоуправления в позднейшее время (в России) изменилась вепископально-консисториальную, в которой первоначальный образ Е., как онпредначертан в посланиях апостольских и разъяснен в последующихканонических постановлениях соборов вселенских и поместных, сохраненненарушимо. Развитие внешнего Иерархического строя всей церкви совершалось, сдревнейших времен, в следующих формах. Вышеупомянутые первенствующие Е.,если они получали свои преимущества чести и власти потому что былиепископами главных областных городов, называвшихся, награжданско-административном языке, митрополиями, получали титулмитрополита, который, по мнению одних, был им усвоен лишь со времениНикейского собора (проф. Н. Заозерский), по мнению же других (проф. Н.Суворов, вслед за анонимным автором статьи "Правосл. Собеседника" 1858г.: "Обозрение форм поместного управления") - значительно раньше.Несомненно, что те права и преимущества, какие соединены были с этимтитулом, были присущи некоторым областным Е. еще в III в. Киприан, кромеКарфагена, считал под своею властью Нумидию и обе Мавритании: ИринейЛионский был областным иерархом всей Галлии; епископы Александрииуправляли церквами Египта, Ливии и Пентаполя. Е. ефесский имел местноезначение в церквах малоазийских, кесарийский - в палестинских, римский -в западных. 1-ый вселенский собор названы митрополитов усвоил Е. Рима,Антиохии, Александрии и Кесарии, недостаточно точно разграничив при этомпределы их областей, который не раньше как 2-м вселенским собором былиприурочены к гражданско-административному делению греко-римской империи.Митрополичьи преимущества чести (но не власти) были усвоены также Е.новой столицы - Константинополя. Чтобы согласовать права митрополитовразных категорий (митрополитов епархий в митрополитов диоцезов), второйвселенский собор определил важные церковные дела в каждой области решатьсобором всех Е. области. Права митрополитов были следующие: 1) оннаблюдал за церковным порядком всей провинции и за своевременнымзамещением в ней вакантных епископских кафедр и управлял деламипоследних до избрания Е.; при избрании совершал рукоположение, вместе сЕ. области; 2) созывал поместные соборы и председательствовал в них; 3)принимал жалобы носы и до на Е. области и устанавливал порядок суда надними; принимал апелляции на суд епископский, даже на решение несколькихЕ.; 4) Е. области ничего важного не могли предпринимать без его согласияи должны были возносить его имя в своих молитвах; 5) он имел правопосещения и обозрения всех епископий своей области; 6) никто из духовныхлиц без дозволительной грамоты за его подписью не имел права являться кодвору; 7) он объявлял в своей области царские постановления по деламцерковным. Во то же время власть митрополита имела ограничения: он недолжен был простирать своих притязаний далее пределов своей области; вделах, касающихся целой области, он ничего не мог сделать без согласиясобора Е. области, на котором, в случае разноглася, дела решались не егоголосом, а большинством голосов; он не мог судить Е. без собора, сам жебыл и поставляем, и судим собором своих Е.; его приговоры, хотя быпостановлены были совместно с собором, подлежали апелляции к большемуобластному собору (позже - к патриарху). Кроме Е. главных городов, волеюимператора в звание митрополита были возводимы Е. и малых городов, хотяэто звание было в таком случае лишь титулом. Когда, при новомадминистративном делении Греко-Римской империи (при Константане В.),главные города области сделались столицами диоцезов, Е. этих столиц,имевшие власть над другими Е. целого диоцеза, получили, кроме званиямитрополита, титул архиепископа. Если в диоцезе было несколькоподведомственных архиепископу митрополитов, пред которыми он имелпреимущества места и чести, то он носил название экзарха (у западныхканонистов - primas dioceseos). Наконец, когда влияние экзархов на ходцерковных дед в диоцезе, имевшее сначала характер обычая, развилось достепени права, вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитамидиоцеза полную церковную власть над всеми Е. диоцеза и создали новую,высшую степень иерархии - патриаршество. Во время второго вселенскогособора титул патриарха был еще лишь почетным названием. Окончательноэкзархи обратились в патриархов, т. е. получили власть безапелляционно ив последней инстанции решать все церковный дела целого округа, нераньше, как на халкидонском соборе, в 451 г. Собор этот не уставилкаким-либо особым правилом ни титула, ни сана патриарха - но онупотребил этот титул, и с тех пор вошло в обычай в церкви титуловатьименем патриарха пять иерархов, совмещающих в себе права высшейцерковно-правительственной юрисдикции. Каким бы титулом, впрочем, ниименовался Е. - архиепископом, митрополитом, экзархом, патриархом и т.д. - и как бы ни видоизменялось его гражданское положение,первоначальное догматическое учение о нем, как о представителе высшей,третьей степени церковной иерархии, остается неизменным. При избрании ипосвящении его неизменно соблюдаются правила, постановленные на этотпредмет в древних церковных канонах. Согласно 12 прав. VI всел. собора,он должен быть безбрачен, хотя это и не значит, что он должен бытьнепременно посвящен в монашество (что, впрочем, вошло в обычай с давнихвремен). Особенным правом и должностью еписк. сана служит праворукополагать в диаконы, пресвитеры и Е., поставлять в низшие должностиклира, освящать св. миро для совершения таинства миропомазания, освящатьхрамы, с возложением в них мощей, и антиминсы. Власти Е. подчинены всечлены церкви, находящиеся постоянно или временно в пределах егоепископий, все учреждения правосл. церкви, духовно учебные заведения ицерк. приходские школы, отчасти и школы других ведомств, монастыриепархии (за исключением так наз. ставропигиальных), братства ицерковноприходские попечительства. Епархиальный архиерей выдаетсвященникам и диаконам ставленные грамоты; постригает или разрешаетпостригать в монашество; разрешает построение церквей в селах и городах(кроме столиц) и перестройку обветшавших храмов, за исключением древних(которые могут быть возобновляемы лишь с разрешения и при участии имп.археол. комиссии), устройство домовых храмов (кроме столиц), молитвенныхдомов и часовен. Перемещение Е. из одной епархии в другую совершается неиначе, как по инициативе свят. Синода; по силе 14 и 15 правилапостольских, просить о том самому Е. запрещается. Ср. проф. Н.Заозерского, "О священной и правительственной власти и о формахустройства првсл. церкви" (М., 1891); проф. Н. Барсова, "О времениучреждения иерархии в церкви" (журнале "Вера и Разум" 1888); А. С.Павлова, "Об участии мирян в делах церкви" (Казань, 1866); "Устройствоцерковной иерархии" и "Обозрение древних форм поместного церковногоуправления" (в журнале "Православный Собеседник" (1858); "О степеняхсвященства" и "Происхождение новозаветной иерархии" ("ПравославныйСобеседник", 1868). Н. Барсов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.