- Митра
- Митра (Mitra) - древне-индийское божество, восходящее к индоиранскому(или арийскому) периоду, т. е. известное народу предку индийцев ииранцев. Веды представляют М. постоянным спутником верховного богаВаруны, стоящего во главе семи великих богов Адитаев. Обоим божествамвместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти М., как отдельномубожеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительнохарактеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев, сВаруной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителямикосмического и нравственного порядка. Они называются царями, дающиминенарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мирозданиеи восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда ихоком. В гимнах, однако, существует представление, что М. владычествуетнад днем и солнцем, а Варуна - над ночью; но вообще первоначальныйсолярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно сиранцами, видевшими в Миере световое божество. Как бог солнца, М.уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характерверховного блюстителя нравственного света - правды и добродетели.Однако, следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах,так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, вкоторых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, аВаруне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем ипредписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне -темноцветное Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще боговАдииев отступает на второй план сравнительно с чествованием болеедоступных и популярных богов - громовника Индры и бога огня Агни.Исследователи индо-иранской мифологии уже давно указывали насоответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духамАмешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминаетиранского Агурамазду; спутник Варуны М. соответствует иранскомусолнечному богу Мифр; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющихнравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степенипараллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, М. собственнозначит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьяман имеет тожезначение друга и пр. Высказано было предположение, что индоиранскиепредставления о семи верховных богах сложились под влияниемсемитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которыхпричислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств.Однако, до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания. См. Н.Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берл., 1894, стр. 185 и след.);Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 535). Вс. M.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.