Мадонна

Мадонна
Мадонна (Madonna) - сокращение итальянских слов: mia donna, т. e."моя госпожа".С давнего времени употребляется в Италии преимущественнокак наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенныхобращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон иизваяний. В этом втором, художественном значении, слово М. перешло изитальянского языка и в другие западноевропейсие языки. Самые древниеизображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим встенной живописи римских первохристианских катакомб, котораяпредставляет ее то в виде оранты (молельщицы) - женщины с покрывалом наголове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда сМладенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св.Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленяхмладенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются вкатакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках,принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста,конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в.; и св. Марцеллина иПетра, III в.). В V в. изображения Богородицы размножаются и переходятиз подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, нои мозаичною работою (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонениеволхов" на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме).Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною появления, вследовавшие затем столетия, множества ее икон не только в храмах, но и вдомах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии иостальной Зап. Европе находилось в упадке, и художественная деятельностьпроцветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюдулибо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствиечего имели вполне Византийский характер и суровый,иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить отэтого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около1270 г. для флоренийской црк. С. Mapиa-Новелла, указал последующимитальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматерибольшей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждениявнимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображениявсе более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшисьодною из любимейших задач художественного творчества, получают всебольшее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себеиндивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую поруВозрождения, достигают высокого совершенства: Богоматерь является в нихидеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения,молитвенного умиления, родительской нежности, - то скромною матерью,всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою,объятою священным экстазом, то величественною, но кроткою царицей,милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В Средние Веканередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце жеэтой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой.широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии,накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной поборту золотым шитьем и драгоценными каменьями. Порою, на ее челе лежитвенок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви;другие многочисленные символические атрибуты, заимствованныепреимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее наиконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы,полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд ввиде венца над головою, лилия или роза в руке, нередко целая беседка изроз на заднем плане иконы. По большой части М. изображается сидящею идержащею на своих коленях, или возле себя, МладенцаХриста, одетого вбелую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служатземной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатовогодерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосьяпшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии),какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольновыбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах,художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящеюна облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженною сиянием илимандорлою и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмомколенопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пениеми музыкою (как напр. на знаменитой картине Фра-Анджелико, вофлорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и НовогоЗаветов. Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы,с короною на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, посторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этимпобочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своеюэмблемою, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палецобручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие намузыкальных инструментах, колено- преклоненные заказчики иконы и т.. д.Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющуюстраждущих и скорбящих своею мантиею, полы которой поддерживают ангелы(М. della misericordia), М. плачущую и стенящею над телом Спасителя,снятым со креста (Pieta), М. с мечем или семью мечами, вонзенными в еегрудь (Mater dolorosa), М., возносящуюся на небо (l'Assunto), М. в видеюной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмоммаленьких ангелов и херувимов (М. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") ит. д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы дляизображения М. и делая ее главным предметом более или менее сложныхкомпозиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего этикомпозиции бесконечно разнообразны и, в конце эпохи, порою совершенноутрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворялПресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенствомвоплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женскойкрасоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери,всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейсяоб ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненнопринадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современною художественноюкритикою с большим или меньшим основанием, насчитывается 64. Ониизвестны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали(напр. М. домов Конестабиллле-Стаффа, Альба, Солхи, Темни, Колонна,Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным наних аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. с безбородымИосифом, со щегленком, с диадемою, с рыбою, с окном, заклеенным бумагою,с розою, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, напрогулке). Кроме того, всесветною знаменитостью пользуются РафаэлевскиеМ. под названиями: "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или ФранцискаI), "Орлеанская", "Из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина". Нони в одной из них гений художника не выразился с таким блеском иполнотою как в "Сикстинской М." - лучшем перле дрезденской картиннойгалереи. Из прочих живописцев Италии, своими М. наиболее прославилисьСандро Ботттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини,Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Себастианом, М. со св. Георгием, М. сраковиною) Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший инек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неиталианских художников,особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильои произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, вмюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Meйера, оригиналв дармштадтск., копия в дрезденск. гал.). Ср. Anna Jameson, "Legendes ofthe Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleury, "La SainteVierge" (Пар., 1876); Eckl, "Die Madonna als Gegensland christlicherKunstmalerei und Sculplur" (1883).) Мадрас (Madras) - главн. городИндобританск. президентства того же имени, 3-й по величине г. брит.Индии, под 13

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Мадонна" в других словарях:

  • МАДОННА — (ит. mia donna моя госпожа). Скульптурное или живописное изображение Богородицы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАДОННА (с итал. «моя госпожа») у католиков название живописных и скульптурных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мадонна — (Madonna)  (итал. моя госпожа) может использоваться в следующих разделах: Религия и искусство Мадонна  в христианской традиции мать Иисуса Христа, Дева Мария. Мадонна  живописное или скульптурное изображение Девы Марии.… …   Википедия

  • Мадонна — Мадонна. Рафаэль. Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем ( Прекрасная садовница ). 1507. Лувр. МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАДОННА — (Madonna; наст. имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе Ciccоnе) (р. 1958), американская поп певица, киноактриса, продюсер. Одна из наиболее известных и скандальных фигур шоу бизнеса 1990 х гг., имидж которой связан с постоянно подчеркиваемой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАДОННА — МАДОННА, мадонны, жен. (итал. madonna, букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. || Изображение богоматери (преим. в произведениях зап. европейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна (произведение Рафаэля). Толковый словарь …   Толковый словарь Ушакова

  • МАДОННА — (Madonna) (р. 16. 08. 1958), американская певица, исполнительница поп и рок музыки, актриса кино, театра и телевидения. Настоящие имя и фамилия Мадонна Луиза Чикконе. Родилась в Бей Сити, штат Мичиган, в многодетной семье иммигрантов итальянского …   Энциклопедия кино

  • мадонна — монна, гений чистой красоты, женщина, богородица, госпожа, богоматерь, мария Словарь русских синонимов. мадонна сущ., кол во синонимов: 7 • богоматерь (16) • …   Словарь синонимов

  • МАДОННА — (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей частью с младенцем Иисусом Христом). Происходит от старинного обращения к женщине в Италии (mia donna моя… …   Современная энциклопедия

  • МАДОННА — (итал. Madonna) то же, что Богоматерь (см. Мария) …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАДОННА — МАДОННА, ы, жен. В католицизме: Богородица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»