- Ковчег
- Ковчег Завета, также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий - ящик, в котором,согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дереваситтим, покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами,через которые продевались шесты для ношения. Длина его 21/2 локтя, аширина и высота - 11/2 локтя. Такой же меры был на нем покров, из одногозолота, называвшийся очистилищем, украшенный двумя херувимами, которыепреклоняли на него и друг к другу лицо и крылья. Кроме скрижалей Закона,в К. 3. хранились еще стамна златая с манной и жезл Аарона прозябший.Очистилище было местом, с которого Бог принимал поклонение и открывалСвою волю. В древнейшие же времена, как об этом свидетельствуют кн.Царств, евреи имели вполне материальное представление о присутствииИеговы на К. Завета. - По завоевании Земли 0бетованной, скиния с К. 3.поставлена была в Силоме, но иногда переносилась в др. места, в Массиф,Сихем и Вефиль. При первосвященнике Илии К. Завета сопровождал войско впоход, был захвачен филистимлянами и оттуда опять возвращенизраильтянам, после чего короткое время был в Вефасиме, потом вКириафиариме, в доме Аминдава, и в Номве. Давид перенес К. 3. вИерусалим, в новую скинию, на Сионе, но в походах он по прежнемусопровождал войско. По окончании строения храма Соломоном, К. Заветаторжественно перенесен был в Святое Святых. Выносился ли он после этогоиз храма на время войны - неизвестно. О последующей судьбе К. Завета нетуказаний. Вероятно, он сгорел при разрушении и сожжении храма. Попозднейшему сказанию (II кн. Маккав., 2, 4), пророк Иеремия скрыл еговместе со скинией и алтарем кадильным в одной пещере, где он и былоткрыт при восстановлении храма. Но по словам Иосифа Флавия, в новомхраме не было К. Завета: Святое Святых было совершенно пусто.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.