- Скрижали
- Скрижали - две каменные плиты, на которых выбито было десятословиеили десять заповедей . В связи с ними в Библии впервые упоминается описьменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Богвпервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеетникакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была ужев цветущем состоянии в Египте, АссироВавилонии и др. странах тогдашнегоцивилиз. мира. - Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, былиразбиты им в приступе гнева за увлечение народа культом золотого тельца(Исх., XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранилиськак величайшая святыня во "святом святых" сначала скинии, а затем храмеИерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С.исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания. А. Л. В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок(плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейскимпреданиям, каждая С. имела вид куба, величиною во всех измерениях в один6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкамкоторого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозьтекст десятословия, в северной С. - ассирийским, т. е. квадратнымписьмом, а в южной - древнееврейском, в той и другой С. в двух видах: почтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхнейакцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, аснаружи - слева направо. Ср. З. Г. Де-Глин, "Микдаш Агарон". (2 изд.СПб., 1894, на древнееврейском языке).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.