БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ

БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
    БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ (нем. Sein-für-Anderes и Ansichsein)— категории “Науки логики” Гегеля. Вводятся во 2-й главе 1-го раздела. Категориальная группа, в которую входят эти понятия, обозначается словом “реальность” (Realität). Связь этих категорий Гегель очерчивает следующим образом: сначала обнаруживается единство чистого бытия и ничто, фиксируемое категорией становления; затем совершается переход к наличному бытию (Dasein). “Наличное бытие как таковое есть непосредственное, безотносительное... Но наличное бытие как включающее в себя небытие есть определенное бытие, подвергшееся внутри себя отрицанию, а затем ближайшим образом—иное; но так как оно в то же время сохраняется, подвергнув себя отрицанию, то оно есть лишь бытие-дляиного. Оно сохраняется в отсутствии своего наличного бытия (Nichtdasein, лучше переводить: “в своем не-тутбытии”.—Я. М.) и есть... не бытие вообще, а как соотношение с собой в противоположность своему соотношению с иным, как равенство с собой в противоположность своему неравенству. Такое бытие есть в-себе-бытие. Бытие-для-иного и в-себе-бытие составляют оба момента всякого] нечто. Здесь имеются две пары определений: 1) нечто и иное; 2) бытие-для-иного и в-себе-бытие (Наука логики, т. 1. M., 1970, с. 181). Итак, бытие-для-иного фиксирует процесс начавшегося придания определенности наличному бытию; Dasein, тут-бытие, через отрицание, сопоставленное с Nichtdasein, не-тут-бытием, в отнесенности к самому себе есть в-себе-бытие. Бытие-для-иного и в-себе-бытие становятся моментами наличного бытия (Dasein), превращая его в “рефлектирующее наличное бытие”, именуемое у Гегеля реальностью.
    Если на стадии наличного бытия фиксируется “реальность конечного”, то при продвижении к стадии в-себе-бытия, т. е. отношения к самому себе, “конечное существует в своем отношении к бесконечному, или, иначе говоря, как идеальное” (там же, с. 225—226).
    Гегель ставит здесь и логико-метафизическую проблему связи “одного” и “многого” — проблему перехода от той стадии, когда бытие соотносится исключительно с собою, как бы исключая иное и соотносясь с собой как “одним”, к стадии, когда становятся положенным “многое”. Он обращается при этом к естественно-научным понятиям “притяжения и отталкивания”, которые превращаются у него во всеобщие категории логики. “...Отталкивание как полагание многих “одних” через само “одно” есть собственный выход “одного” вовне себя, но выход к чему-то такому вне его, что само есть лишь “одно”. Это — отталкивание по понятию, в себе сущее отталкивание” (там же, с. 236). В-себе-бытие как таковое есть т. о. постулирование себя как “одного”, затем “отталкивание себя от самого себя”, и “то, чем оно себя полагает, есть многое”. Тем самым “отталкивание переходит в свою противоположность—в притяжение”, откуда вытекает “тождественность многих”. “Качественная определенность, которая достигла в одном своего в-себе и для-себя определенного бытия, перешла, таким образом, в определенность как снятую, т. е. в бытие как количество” (там же, с. 166,167).
    ff. В. Мотрошчлова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ" в других словарях:

  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ — в теории познания свойство познающего субъекта не растворяться в процессе познания и оставаться субъектом также без присутствия объекта (в то время как объект без присутствия субъекта исчезает и становится «вещью»). Важнейшим следствием для себя… …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… …   История Философии: Энциклопедия

  • «БЫТИЕ И НИЧТО» — Очерк феноменологической онтологии» (L’кtre et le neant. P., 1934) – первая и одна из главных работ Ж. Д. Сартра.     Вслед за М.Хайдеггером, который в работе «Бытие и время» (1927) сделал попытку превратить феноменологическую концепцию своего у …   Философская энциклопедия

  • “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии” —     “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии” (L être et le néant. P., 1934) первая и одна из главных работ Ж. П. Сартра.     Вслед за М. Хайдеггером, который в работе “Бытие и время” (1927) сделал попытку превратить феноменологическую… …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ (в философии) — БЫТИЕ, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции… …   Энциклопедический словарь

  • “НАУКА ЛОГИКИ” —     “НАУКА ЛОГИКИ” (Wissenschaft der Logik), илит. н. “Большая логика”, произведение Гегеля, играющее роль основания всей его системы. Написано в нюрнбергский период. 1 я часть “Объективная логика”, кн. 1, “Учение о бытии” (1812); 2 я часть… …   Философская энциклопедия

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… …   История Философии: Энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»