БЫТИЕ-В-МИРЕ

БЫТИЕ-В-МИРЕ
БЫТИЕ-В-МИРЕ
    БЫТИЕ-В-МИРЕ (In-der-Welt-Sein) — первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в “Бытии и времени” (раздел “Экзистенциальная аналитика”, § 12, слл.). Необходимо начать с предельно общего сознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. “Мир” в этом смысле являет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек “находится”. “Бытие-в-мире” более изначально, нежели всякое познание, т. е. онтология предшествует теории познания: мы должны изначально обладать способностью “иметь” вещи, “относиться” к ним, прежде чем эта способность реализовывалась бы в различных типах отношений (теоретически-познавательном, эстетическом и др.). Первичным модусом отношения человека к миру является то, как мы его используем, каким образом мир находится в нашем распоряжении,—“подручность” (Zuhandenheit). Изначально для нас обращение (Umgang) с “встречающимся в окружающем мире сущим” (Бытие и время, § 15). Мы обнаруживаем себя в мире в качестве опрерирующих чем-то, что дано нам не как отделенный от нас “предмет” или “вещь”, а как “инструмент” (Zeug), “средство”. “Средство” (напр., молоток) может быть тематизировано и как вещь, но не в тот момент, когда я им пользуюсь.
    Вторым модусом восприятия мира и его элементов является “наличность” (Vorhandenheit): происходит “объективация” мира, я воспринимаю мир и его элементы как объекты, изолированные , от меня не зависящие, со мной не связанные — мир воспринимается как “наличное”. Это отношение к миру является производным (прежде чем “объективировать” какую-либо вещь, я ею пользуюсь).
    Экзистенциал “бытия-в-мире” по-иному характеризует не только “вещи” мира, но и пространство: человеческое сущее (Dasein) не находится “во” внешнем по отношению к нему пространству. Исчисляемой тремя измерениями пространственной “наличности” Хайдеггер противопоставляет “близость” подручного повседневного обращения.
    В своем “бытии-в-мире” человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не “наличны” и не “сподручны”, им присущ особый модус бытия — “со-бытие” (Mit-sein или Mit-dasein). Именно потому, что повседневное бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого “Я”, свободно владеющего своими внутримировыми актами, оно может быть потеряно в безличности “людей”, и найти себя—его задача.
    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "БЫТИЕ-В-МИРЕ" в других словарях:

  • Бытие-В-Мире —  Бытие В Мире    см. Dasein …   Философский словарь Спонвиля

  • Бытие в мире — в экзистенциализме неспособность индивида выйти за рамки сиюминутного, навязанного текущими обстоятельствами существования. Рассматривается в качестве основного источника чувства вины современного человека («экзистенциального предателя»).… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • БЫТИЕ-В-МИРЕ — Этот термин – общепринятый перевод термина Хай дегера Dasein. Эта неуклюжая, пишущаяся через тире фраза используется, прежде всего, в рамках экзистенциализма, где она представляет центральную идею этой философии, что целостность человека… …   Толковый словарь по психологии

  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… …   История Философии: Энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • “БЫТИЕ И ВРЕМЯ” —     “БЫТИЕ И ВРЕМЯ” (Sein und Zeit) основной труд Хайдеггера, впервые опубликованный в 1927 (Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd. 8). Рус. пер. В. В. Бибихииа, М , 1997 (далее цит. по этому изданию). Хайдеггер борется… …   Философская энциклопедия

  • «БЫТИЕ И ВРЕМЯ» — (Sein und Zeit) – основной труд Хайдеггера, впервые опубликованный в 1927 (Jahrbuch fьr Philosophie und phдnomenologische Forschung, Bd. 8). Рус. пер. В.В.Бибихина, M., 1997 (далее цит. по этому изданию).     Хайдеггер борется против… …   Философская энциклопедия

  • Бытие и время (Хайдеггер) — Бытие и время (нем. Sein und Zeit, 1927)  наиболее важная работа немецкого философа Мартина Хайдеггера. Книга оказала существенное влияние на философию XX века, в особенности на экзистенциализм, герменевтику и деконструкцию. Эту работу… …   Википедия

  • Бытие — центральная философская категория (понятие), обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть»), характеризующее все существующее как актуально, так и потенциально (действительное бытие,… …   Начала современного естествознания

  • БЫТИЕ И НИЧТО. ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ — ’БЫТИЕ И НИЧТО. Опыт феноменологической онтологии’ (‘L Etre et le néant. Essai d ontologie phénoménologique’. Paris, 1943) основное философское произведение Сартра, развернуто и целостно излагающее и обосновывающее фундаментальные онтологические… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»