- БЫТИЕ-В-МИРЕ
- БЫТИЕ-В-МИРЕ
-
БЫТИЕ-В-МИРЕ (In-der-Welt-Sein) — первый экзистенциал, который анализирует Хайдеггер в “Бытии и времени” (раздел “Экзистенциальная аналитика”, § 12, слл.). Необходимо начать с предельно общего сознания того, как мир являет себя человеку, с того, что человек находит себя в мире. “Мир” в этом смысле являет себя в самой первой, размытой и неопределенной форме как место, в котором человек “находится”. “Бытие-в-мире” более изначально, нежели всякое познание, т. е. онтология предшествует теории познания: мы должны изначально обладать способностью “иметь” вещи, “относиться” к ним, прежде чем эта способность реализовывалась бы в различных типах отношений (теоретически-познавательном, эстетическом и др.). Первичным модусом отношения человека к миру является то, как мы его используем, каким образом мир находится в нашем распоряжении,—“подручность” (Zuhandenheit). Изначально для нас обращение (Umgang) с “встречающимся в окружающем мире сущим” (Бытие и время, § 15). Мы обнаруживаем себя в мире в качестве опрерирующих чем-то, что дано нам не как отделенный от нас “предмет” или “вещь”, а как “инструмент” (Zeug), “средство”. “Средство” (напр., молоток) может быть тематизировано и как вещь, но не в тот момент, когда я им пользуюсь.Вторым модусом восприятия мира и его элементов является “наличность” (Vorhandenheit): происходит “объективация” мира, я воспринимаю мир и его элементы как объекты, изолированные , от меня не зависящие, со мной не связанные — мир воспринимается как “наличное”. Это отношение к миру является производным (прежде чем “объективировать” какую-либо вещь, я ею пользуюсь).Экзистенциал “бытия-в-мире” по-иному характеризует не только “вещи” мира, но и пространство: человеческое сущее (Dasein) не находится “во” внешнем по отношению к нему пространству. Исчисляемой тремя измерениями пространственной “наличности” Хайдеггер противопоставляет “близость” подручного повседневного обращения.В своем “бытии-в-мире” человек (Dasein) существует не один, но всегда с другими; другие не “наличны” и не “сподручны”, им присущ особый модус бытия — “со-бытие” (Mit-sein или Mit-dasein). Именно потому, что повседневное бытие человека не является существованием самостоятельного, независимого “Я”, свободно владеющего своими внутримировыми актами, оно может быть потеряно в безличности “людей”, и найти себя—его задача.И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.