Лавров

Лавров
Лавров (Петр Лаврович) - философ позитивистического направления,русский эмигрант. Род. в 1823 г., окончил курс в артиллерийском училище,был преподавателем математики, помощником редактора "АртиллерийскогоЖурнала", в 1861 - 64 г. редактором выходившего тогда "Энциклопед.Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". В концешестидесятых годов Л. подвергся административной ссылке и бежал заграницу, где редактировал социалистические издания на русском языке.Помимо множества статей по философии, педагогии, антропологии, истории,литературе, политической экономии, помещенных в разных журналах игазетах, Л. издал отдельно: "Очерки вопросов практической философии"(СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (СПб.,1861); "Очерк истории физико-математических наук" (вып. 3, СПб., 1866; в"Мор. Сборнике" 1866 - 66 г. напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании);"Исторические письма" (СПб., 1870); "Опыт истории мысли" (вып. 1, СПб.,1874); "L'idee du progres dans l'anthropologie" (П., 1873); "Опытистории мысли нового времени" (т. 1, Женева, 1808); "Государственныйэлемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учениеантропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков,сенсуалистов,. Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль естьспециально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весьсвой материал из знания, верования и практических побуждений, но вноситво все эти элементы требование единства и последовательности. Всякоемышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, сзаконом причинности, связывающим явления, с другой - возможностьпостановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего,полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а длянас; следовательно, исходною точкою философского построения являетсячеловек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся вобщежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелоготеоретического мышления: знание. свободное сознательное творчествоискусства, критически объединяющее творчество философское.Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себенравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят донаучного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению;развитой человек вырабатывает наслаждение нравственною жизнью и ставитего на высшую ступень в иepapxии наслаждений. Большинствоостанавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизньначинается в элементарной форме выработкою представления о личномдостоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочнуюоснову, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие,вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием ипотребность развиваться. По самой сущности этого процесса с нимнераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убежденияявляется требование нравственности общественной, заключающейся вукреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание задругими личностями человеческого достоинства и требование поступать сними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основнымипонятиями достоинства, развития, критического убеждения исправедливости. Для развитого человека они так же определенны иобязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формыпроявления, стремления и ослабления солидарности между сознательнымиорганическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животныеобщества, в которых особи выработали в себе некоторую степеньиндивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формычеловеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человекнадеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливоеобщежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремленияосуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усилениесознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивноедвижение прочно лишь. тогда, когда интересы большинства совпадают субеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, естьпроцесс развития, обусловленный положительным или отрицательнымпроявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание законапоследовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисахсолидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждойэпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт отпереживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см.Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4); Д.Писарев, "Схоластика ХIX в." ("Рус. Сл. " 1861, 5); Н. Шелгунов,"Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П.Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); А. А. Козлов, в "Знании"(1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1876, 9 и 12);В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В.К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4-е); Н. Г.Дебольский, "О высшем благе" (стр. 2 - 7, 26 - 31); J. Kolubowsky,"Philosophle in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Лавров" в других словарях:

  • ЛАВРОВ —         Пётр Лаврович [2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., 25.1 (6.2). 1900, Париж], рус. философ и социолог, публицист, идеолог революц. народничества. Участник демократич. движения 60 х гг., в 1866 был арестован, предан воен. суду и… …   Философская энциклопедия

  • Лавров — Петр Лаврович (1823 1900) социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, был профессором математики в Артиллерийской академии. В 60 х гг. принимал деятельное участие в… …   Литературная энциклопедия

  • Лавров В. М. — Лавров В. М. Лавров, Вукол Михайлович Лавров, Владимир Михайлович См. также: Лавров …   Википедия

  • Лавров — Петр Лаврович (1823 1900) один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества Земля и Воля в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на… …   1000 биографий

  • ЛАВРОВ — Петр Лаврович (1823 1900), российский философ, социолог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник общественного движения 1860 х гг. В 1866 70 в ссылке, с 1870 в эмиграции. В 1868 69 опубликованы Исторические письма… …   Современная энциклопедия

  • ЛАВРОВ — Петр Лаврович (1823 1900) русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868 1869 публикует «Исторические письма», ставшие «библией» радикальной молодежи. С… …   Новейший философский словарь

  • ЛАВРОВ — Давид Мелитонович(1867 1929), известный русский фармаколог; окончил Московский ун т сначала по естественному отделению физ. мат. факультета, а затем и по мед. факультету. Долгое время состоял профессором фармакологии Юрьевского ун та. В последние …   Большая медицинская энциклопедия

  • Лавров — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г …   Википедия

  • Лавров К. — Кирилл Лавров Имя при рождении: Кирилл Юрьевич Лавров Дата рождения: 15 сентября 1925(19250915) …   Википедия

  • Лавров К. Ю. — Кирилл Лавров Имя при рождении: Кирилл Юрьевич Лавров Дата рождения: 15 сентября 1925(19250915) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»