ЛАВРОВ это:

ЛАВРОВ
ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868-1869 публикует «Исторические письма», ставшие «библией» радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету «Вперед!», подготавливает обобщающие фило-софско-социологические труды. Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Кон-том. Позитивизм рассматривался Л. не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии), сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме: идее «цельного человека» как единственной реальности. С т.зр. антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами, антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. в социологию. Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются «критически мыслящие личности», способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.о., сугубый интеллектуализм Л. в понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления). Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. дает следующую итоговую «формулу прогресса»: прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма. Другие сочинения Л.: «Очерки вопросов практической философии. I. Личность» (1860), «Три беседы о современном значении философии» (1861), «Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1» (1875), «Очерк эволюции человеческой мысли» (1898), «Задачи понимания истории» (1898), «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903), «Современное учение о нравственности и ее история» (1903-1904), «Этюды о западной литературе» (1923) и др.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ЛАВРОВ" в других словарях:

  • ЛАВРОВ —         Пётр Лаврович [2 (14).6.1823, с. Мелехове Псковской губ., 25.1 (6.2). 1900, Париж], рус. философ и социолог, публицист, идеолог революц. народничества. Участник демократич. движения 60 х гг., в 1866 был арестован, предан воен. суду и… …   Философская энциклопедия

  • Лавров — Петр Лаврович (1823 1900) социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, был профессором математики в Артиллерийской академии. В 60 х гг. принимал деятельное участие в… …   Литературная энциклопедия

  • Лавров — Петр Лаврович (1823 1900) один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества Земля и Воля в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на… …   1000 биографий

  • ЛАВРОВ — Петр Лаврович (1823 1900), российский философ, социолог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник общественного движения 1860 х гг. В 1866 70 в ссылке, с 1870 в эмиграции. В 1868 69 опубликованы Исторические письма… …   Современная энциклопедия

  • Лавров — (Петр Лаврович) философ позитивистического направления,русский эмигрант. Род. в 1823 г., окончил курс в артиллерийском училище,был преподавателем математики, помощником редактора АртиллерийскогоЖурнала , в 1861 64 г. редактором выходившего тогда… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЛАВРОВ — Давид Мелитонович(1867 1929), известный русский фармаколог; окончил Московский ун т сначала по естественному отделению физ. мат. факультета, а затем и по мед. факультету. Долгое время состоял профессором фармакологии Юрьевского ун та. В последние …   Большая медицинская энциклопедия

  • Лавров — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Г …   Википедия

  • Лавров — I Лавров         Александр Степанович [24.4(6.5).1838 1904], русский металлург. Родился в семье обедневшего дворянина Тверской губернии В 1859 окончил Михайловскую артиллерийскую академию, затем 2 года учился в Горном институте. В 1861 был… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛАВРОВ — Петр Лаврович (2.VI.1823 25.I.1900) теоретик рус. революц. народничества; мелкобурж. социалист, философ и социолог. Род. в семье псковского помещика. Окончил Петербургское артиллерийское училище (1842). В 1844 66 преподавал в воен. уч. заведениях …   Советская историческая энциклопедия

  • ЛАВРОВ — 1. ЛАВРОВ Лев Николаевич (1933 94), учёный в области энергетического машиностроения, член корреспондент РАН (1987), Герой Социалистического Труда (1984). Труды по созданию энергетических установок, работающих в условиях высоких температур и… …   Русская история

Книги

Другие книги по запросу «ЛАВРОВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»