Петр

Петр
Петр, св. апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавшийогромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи,рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее, нашедшейсебе воплощение в Назаретском Учителе, и первый провозгласил Его"Христом, Сыном Бога живого", за что удостоен был названием камня, накотором основана церковь (Mф. XVI, 17 - 19). Принадлежа к теснейшемукругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых Он посвящал ввеличайшие тайны Своей жизни (например при Преображении), апостол П.,однако, в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него,хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жизнь положить заНего. Зато после этого он "горько плакал" и заслужил прощение отбесконечного милосердия воскресшего Христа. После Воскресения ап. П.становится одним из главных вождей христианского общества, исамоотверженно трудится с целью его распространения на пространстве отВавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть (чрез распят.,вниз головой, при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его чтится29 июня. Пребывание ап. П. в Риме послужило исходным пунктом дляразвития идеи папства, которое, с течением времени, создаю целуюлегенду, будто ап. П. в течение 25 лет был первым епископом Рима ипередал главенство над всею христианскою церковью своим преемникам -папам римским. Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавшихчто П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там втечение 25 лет он никак не мог. Этому противоречат несомненныехронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост.соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Своеучение ап. П. выразил в двух окружных или соборных посланиях, помещаемыхв Нов. Завете обыкновенно после книги Деяний Апостольских. Оба этипослания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола,выдвигавшего особенно внешнюю, обрядовую сторону христианства, впротивоположность ап. Павлу, как представителю внутренней, идейнойстороны его. Эти особенности послужили для западной протестантскойкритики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитиипервобытного христианства, так называемых петринизма и павлинизма; ноэто разделение основывается на недоразумении, и в новейшее время егоначинают оставлять даже сторонники тюбингенской школы. Лучшиекомментарии Bruckner'a (1865), Huther'a (1877), Fronmuller'a (у Ланге);по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме - Lipsius, "Chronologie derromischen Bischofe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872); Литературау J. Schmidt, "Petrus in Rom" ( 1879). А. Л. В христианской иконографии лику aп. П., как в вост. так и в зап.церкви присвоен тип седого старца, с курчавыми волосами и бородою, болееили менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего изображаетсяс двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви,вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символомвласти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске вСикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов (вКенсингтонском музее в Лондоне); по этим образцам вытканы ковры дляСикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают с рыбой в руке -намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в соборе св.П. в Риме, которая прежде считалась наиболее старинной, по новейшимисследованиям признается произведением XIII в. Колоссальная бронзоваястатуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне Траяна, другая - вВатикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.). Шествие апостола П. поморю составляет содержание мозаики Джотто, известной под названиемNavicella, в притворе собора св. П. в Риме. Заключение и освобождениеапостола П. из темницы, изобразил Рафаэль на ватиканских стансах,распятие его - да-Караваджо [Америги] (картина в Имп. Эрмитаже). Гв.Рени (картина в ватиканской галерее), Рубенс - на алтарном образекельнского собора св. апостолов. Превосходно лик ап. П. изображенАльбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах", написанных на двухдосках (в мюнхенской пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской акд.худож.), Апокалипсис (Откровение св. П.), приписываемый апостолу Петру,во II ст. и позже ставился на ряду с новозаветными книгами. До недавнеговремени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторыхотрывков. В 1886 г. была найдена франц. археологической миссией, прираскопке коптской монашеской могилы в Ахмиме (Bepхний Египет),пергаментная рукопись, маленького квадратного формата, заключающая всебе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появилисьв "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано полное факсимилерукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки можноотнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы 13- 19 найденной рукописи; начинается он заключением речи Господа опредстоящем конце мира и повествует о том, как Иисус с двенадцатьюапостолами отправился на гору, где, по их просьбе, вызвал перед ними иззагробного мира души праведных и показал им место вечного блаженства имук. Пылкая фантастика описания небесного величия и адских муксвидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось здесь,как и в других иудео-христианских апокрифах, влияние культа греческихмистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первоезвено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор говорит о себекак об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не встречается. Тем неменее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего сочинения,носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к началусочинения и составляет, приблизительно, половину его общего объема. Соткровением Иоанна она не имеет сходства, зато поразительно напоминаетII-е послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitrage zur Erklarung derneuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893). Евангелие П., апокрифическое, во II стол. находилось в церковномупотреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион антиохийский(около 200 г.) сначала считал его не опасным, но, при более тщательномрассмотрении, нашел в нем "докетические" лжеучения и запретил его всвоей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не признавал. Утраченное,за исключением немногих отрывков, Евангелие П. сделалось в настоящеевремя, благодаря открытию пергаментной рукописи, предметом тщательногоисследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2 - 10; он начинаетсясценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисусау оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П.явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бынамекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и не приял смерти.Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср.Harnack, "Bruchstucke des Evangeliums u. der Apokalypse des Petrus"("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); vonGebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petras" (Лпц., 1893);Ludemann, в "Theologischen Jahresbericht" (Брауншв., 1894).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Петр" в других словарях:

  • Петр — а, муж. Стар. форма имени (см. Пётр).Отч.: Петрович, Петровна. Словарь личных имён. Петр Камень (греч.). 3 января (21 декабря) – святитель Петр, Московский и всея России чудотворец (Рус.) (преставление). 10 января (28 декабря) – мученик Петр… …   Словарь личных имен

  • Петр — Петр, Апостол Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42 ), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44 ), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14 ). Имя Петр (камень) (по арамейски Кифа, см.), он получил от Господа (Мар.3:16 ). Ап. Петр вначале, по видимому,… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Петр — Петр, Апостол Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42 ), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44 ), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14 ). Имя Петр (камень) (по арамейски Кифа, см.), он получил от Господа (Мар.3:16 ). Ап. Петр вначале, по видимому,… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • ПЕТР — в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первоначальное имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем и нареченный Кифой ( камень ), Петр получает предназначение стать основанием церкви Христа, ему вручаются ключи… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Петр 1 — (Москва,Россия) Категория отеля: 5 звездочный отель Адрес: Неглинная улица 17, строение 1, Тв …   Каталог отелей

  • ПЕТР — (греч. Πετρος, перевод арам. Kephâ Кифа, «камень»), в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, брат Андрея. Первоначальное имя Симон, Кифой наречён Иисусом Христом в момент призвания или избрания двенадцати апостолов (Ио. 1, 42; Мк. 3 …   Энциклопедия мифологии

  • Петр IV — Пётр IV  болгарский царь Петр IV  Патриарх Александрийский Петр IV Арон Пётр IV Рареш …   Википедия

  • петр — камень; Петр; Пётра, Петря, Петруня, Петруся, Петруха, Петруша, Петряй, Петрянка, Петряня, Петрята, Петряха, Петряша, Петя, Петёха, Петёша, Петюка, Петюня, Петюся, Петюха, Петюша, Петяй, Петяйка, Петяня, Петяха, Петяша, Петрович, Петян, Пит,… …   Словарь синонимов

  • Петр — II Алексеевич император всероссийский, внук Петра I, сынцаревича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Бланкинбургской,род. 12 октября 1715 г. Мать его умерла вскоре после его рождения, отецпогиб в 1718 г. Шансы П. Алексеевича на престол… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Петр — III Федорович (Петр Ульрих) император всероссийский, сынгерцога голштейн готторпского Карла Фридриха, сына сестры Карла XIIшведского, и Анны Петровны, дочери Петра Великого (род. 1728 г.); онприходился, таким образом. внуком двух государей… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПЕТР — древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в 1119) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»