Осмомыслъ


Осмомыслъ
Осмомыслъ — прозвище Ярослава Владимировича Галицкого — тестя Игоря Святославича Новгород-Северского (1):

Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ. 30.

Ср. Ф. И. Буслаев (Историческая христоматия... М., 1861, стлб. 609):Осмомыслѣ Ярославе: сын Владимира Володарича. Прозвище Осмомысл, данное Ярославу по его разуму, слич. с словом Осмородный, которым в Летописце вкратце, в Изборн. Свят. 1073 г., характеризуется Август“. П. В. Булычев (Что значит эпитетосмомыслъ вСл. о п. Иг.? — Русский историч. журнал, Пгр., кн. 8, 1922, стр. 3—7): „Чего-нибудь похожего на осмомысла в народной поэзии совсем нет. ...В аскетической литературе нередко встречается «Слово о осми мыслехъ», т. е. о восьми греховных помыслах. ...Это слово есть и у Нила Сорского. В слове о восьми мыслях перечисляются и характеризуются восемь греховных помыслов, склоняющих человека на дурные поступки, и даются наставления, как от них избавиться. ...Человек ... невоздержный в каком-нибудь одном отношении оказывается во власти всех восьми помыслов. Одержимый восьмью греховными мыслями и есть осмомысл. Такого слова мы нигде не встречаем в письменности, кроме «Сл. о п. Иг.», но образование его само собою могло напрашиваться для грамотника, начитанного в аскетической литературе... Слово о восьми мыслях, с именем мниха Евагрия, встречается под 15 и 25 февраля (в Прологах, — В. В.)... Встречается оно и в сочинениях Ефрема Сирина и Нила Синайского в рукописях XIV и XV вв., но в переводах значительно более ранних (А. С. Архангельский. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб, 1888, стр. 129, 131, — прим. П. В. Булычева). К концу двенадцатого века оно, несомненно, было известно... Если примем положение о знакомстве автора «Сл. о п. Иг.» со словом о восьми мыслях, то объяснение эпитета «осмомысл» для нас не представит затруднения: он обозначает человека, одержимого восемью греховными помыслами... Летописные известия о Ярославе говорят, с одной стороны, о его замечательном государственном уме и энергии, проявленной им в качестве правителя государства, о его образованности и красноречии; с другой стороны, рассказывают нам скандальную историю его семейной жизни. ...Грех любодеяния, ненависть к жене и сыну ... явное предпочтение ему незаконного сына Олега — все это давало повод считать Ярослава грешником вообще; если человек грешит в одном, то не может не быть грешным и в другом: это результат действия в нем всех греховных помыслов, а их восемь, значит он осмомысл. ...Он прежде всего осмомысл, человек, угождающий своим похотям; ум его затемнен грехами, и свое могущество он направляет не туда, куда нужно... Вот, кажется мне, смысл обращения к Ярославу“. В. Ржига (Ярослав Осмомисл вСл. о п. Іг.. — Науковий збірник за рік 1926, т. XXI, 1926, стр. 35—37): „Вже з самого початку свого князювання Ярослав Галицький повів дуже мудру політику. В конфліктах із иншими князями він перетягнув на свій бік угорського короля, а далі й польського... З часом значіння Ярослава в західньо-европейській політиці ще збільшилося: молодий угорський король Стефан III, що боровся з Візантією, шукав помочи в Галичі. ...Взагалі Візантії довелося серйозно уважати на Галич. Тут у Ярослава знайшов притулок візантійський царевич Андроник Комнен, брат у перших самого імператора Мануїла, що почав був його переслідувати. ...Андроник прожив у Ярослава аж до ти, поки Мануїл не помирився із ним. ...(Андроник) сам досягнув імператорського престола, де й сидів коло двох років (з 1183 до 1185 р.). Ярослав Галицький приятель візантійського імператора, союзник західньо-европейських королів, був і славний своєю силою та могутністю по всій тодішній Руси. ...Сучасників Ярослава повинно було дуже вражати те, що він сам не ходив в походи, а посилав своіх бояр. ...Ярослав і далі боровся за свої плани: до кінця свого віку він залишився одиноким володарем усієї Галичини і всупереч традиції старшинства відказав свій престол не Володимирові, а Олегові, синові Анастасії... Епитет «Осмомисл», мабудь, і виник на грунті уявлень про цезаризм Ярослава, які могли приводити до порівняння його із західньо-европейскими володарями із ідейним родоначальником іх, першим римським імператором Августом-Октовіяном. Ім’я-ж Августа-Октовіяна було відоме у нас в старовину в своє ріднім перекладі і Август Осмородний“. Ф. Покровский (Ярослав Осмомысл. В кн.: Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928, стр. 201—202): „Обращаясь к могущественному ... Галицкому князю, «Слово» указывает на те главные пути, по которым направлялась его государственная деятельность. ...Таких направлений деятельности Ярослава, главных забот и дум его, как правителя, было именно восемь: 1) «Подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки»... 2) «Заступивъ королеви путь»... 3) «Затворивъ Дунаю ворота»... 4) «Меча бремены чрез облаки»... 5) «Суды рядя до Дуная»... 6) «Грозы твои по землямъ текутъ»... 7) «Отворявши Кіеву врата»... 8) «Стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями»...“.
◊ Осмомыслѣ — зват. пад. ед. ч.

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Смотреть что такое "Осмомыслъ" в других словарях:

  • мыслить — мыслю, укр. мислити, ст. слав. мыслити, мышлѭ βούλεσθαι, φρονεῖν (Супр.), болг. мисля, сербохорв. ми̏слити, ми̏сли̑м, словен. misliti, mȋslim, чеш. mysliti, слвц. mуsliеt᾽, польск. myslec, в. луж. myslic, н. луж. myslis. Производное от мысль,… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.