ИИСУС ХРИСТОС

ИИСУС ХРИСТОС
(от греч. xristos - помазанник, перевод др.-евр. слова "машиах" - мессия) - мифич. основатель христианства, якобы живший в Палестине в 1 в. н. э. и распятый на кресте при рим. наместнике Пилате. Вера в ист. существование И. X., его воскресение и 2-е пришествие на землю составляет один из гл. пунктов символа веры большинства христ. церквей и сект. Об И. X. ничего не знали греч. и евр. писатели и историки 1-2 вв. (Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, Филон Александрийский и др.), писавшие о Палестине 1 в. Упоминание об И. X. у Иосифа Флавия является несомненной позднейшей подделкой. Сведения рим. историков Светония и Тацита, писавших во 2 в., неясны и относятся не к И. X., а к христианам более позднего времени. Образ И. X. как сына божьего, якобы воплотившегося в еврее из бедной семьи, чудесным образом зачатом вне брака, проповедовавшем добро, безвинно понесшем на себе грехи мира и тем самым искупившем первородный грех человечества, распятом и воскресшем, сложился в 1 в. в вост. части Рим. империи среди рабов, вольноотпущенников и бедняков. В нем нашли свое отражение широко распространенные на В. представления об умирающих и воскресающих богах. На миф об И. X., очевидно, оказали влияние культ семитского божества Иисуса (самое имя "Иисус" означает "спаситель)", превратившегося впоследствии в героя библейских мифов - Иисуса Навина, мессианизм евреев и их вера в восстановление царства Израиля, учение иудейской секты ессеев о судьбе и новом пришествии казненного "учителя справедливости", а также религ.-филос. учения античности (Филон, Сенека). В наиболее ранних христ. произв. (Апокалипсис Иоанна, ранние послания, приписываемые Павлу) нет никаких данных об И. X. как о человеке (И. X. - мифологич. агнец, закланный от начала мира и грядущий скоро разрушить великую блудницу - Рим). Однако уже в т. н. апостольских посланиях создается образ бога, воплотившегося на земле в человека, распятого на кресте и вознесшегося на небо. Ему приписываются различные изречения, в к-рых отражаются взгляды проповедников складывающихся христ. общин. Из этих сборников, дополненных описаниями вымышленных обстоятельств, при к-рых якобы произнесены те или иные изречения И. X., складываются в сер. 2 в. повествования о чудесной земной жизни И. X. - Евангелия, из к-рых 4 признаются церковью каноническими. В кон. 4 в. с принятием окончат. редакции символа веры (381) завершается догматич. обработка образа И. X. как "богочеловека" с двумя естсствами - божественным и человеческим.

Образ И. X. как мифич. основателя новой религии и церк. учение о вторичном его пришествии были использованы и используются для проповеди смирения и покорности среди нар. масс. Сказания о его смерти и о гробе христовом служили поводом для грабительских войн между приверженцами различных религий (см. Крестовые походы) и религ. погромов (еврейские погромы). С 19 в. с ростом рабочего движения и распространением науч. социализма, а также в связи с победой социализма в ряде стран в 20 в. получили распространение представления о И. Х. как о "первом социалисте"; это представление и теперь используется в целях отвлечения пролет. масс от клас. борьбы, а также приспособления идеологии христ. церкви к новым условиям.

Вопрос об ист. существовании И. X. в бурж. науке решался и решается по-разному. Исследователи т. н. историч. школы (нем. ученый Г. Реймарус, тюбингенская школа, франц. ученые Э. Ренан, А. Луази, А. Швейцер и др.) признают историчность И. X. и нек-рых событий, полож. в основу евангельского повествования. Мифологич. направление считает И. X. мифич. личностью (франц. ученые К. Вольней и Ш. Дюпюи, нем. ученый Бруно Бауэр, англ. ученый Дж. Робертсон, нем. ученый А. Древс, франц. ученый П. Альфарик и др.). Вопрос о признании ист. существования И. Х. не безразличен для исследователя-марксиста, т. к. его науч. решение наносит сильный удар по церк. догме. Однако этот вопрос не следует считать осн. критерием марксистского или немарксистского подхода к раннему христианству.

Лит. см. при статьях Библия, Евангелия.

И. А. Энгельгардт. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИИСУС ХРИСТОС" в других словарях:

  • Иисус Христос — ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus помазанник, Мессия), согласно христ. вере Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы,… …   Католическая энциклопедия

  • Иисус Христос — Иисус Христос. Въезд Христа в Иерусалим . Неизвестный французский мастер 15 в. Эрмитаж. ИИСУС ХРИСТОС (4 до нашей эры? около 30 нашей эры?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог сын он второе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (4 г. до н.э.? около 30 г. н.э.?) согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог Сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на… …   Исторический словарь

  • ИИСУС ХРИСТОС — (греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы как бог сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной… …   Энциклопедия мифологии

  • иисус христос — богочеловек, добрый пастырь, Иисус из Назарета, Сын божий, Сын человеческий, спаситель, Спас, Христос, распятый, галилеянин, агнец божий, спас, Иисус Словарь русских синонимов. иисус христос сущ., кол во синонимов: 13 • агнец божий (7) …   Словарь синонимов

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог Сын, Логос, «не имеющий ни… …   Энциклопедия культурологии

  • ИИСУС ХРИСТОС — Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа. Николай Бердяев Христос был не основателем религии, а религией. Николай Бердяев И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Евангелие от… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИИСУС ХРИСТОС — мифич. основатель христианства. По христ. учению, И. X. – богочеловек , одно из лиц Троицы, бог сын, воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богом отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, спаситель человечества. Земная… …   Философская энциклопедия

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог… …   Политология. Словарь.

  • ИИСУС ХРИСТОС — см. Христос …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (Jesus Christ) (ок. 6 г. до н.э. 30 г. н.э.), мессия, основатель христианства, по убеждению своих последователей, Сын Божий, соединяющий в себе божественное и человеческое начала. Жизнь и учение И.Х. изложены в Новом завете Священного писания… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»