- Иисус Христос
-
ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь — его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus — помазанник, Мессия), согласно христ. вере — Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, единственный Спаситель человеч. рода, Воплощенное Слово (Воплощение), уникальная ист. личность — Иисус из Назарета, сын Девы Марии, основоположник христианства и создатель Церкви.Главное свидетельство об Иисусе Христе содержится в Новом Завете (прежде всего в четырех Евангелиях), где говорится о Его рождении, жизни, смерти и воскресении и ясно открывается истина о том, что Он — Мессия, Спаситель, пришествие Которого было предсказано в Ветхом Завете. Об ист. факте существования Иисуса Христа свидетельствуют и нехрист. источники — древнееврейские (соч. Иосифа Флавия, Талмуд и др.) и древнеримские (соч. Плиния Младшего, Светония, Тацита). Поэтому даже противники христианства вплоть до XIX в. не оспаривали этот факт. К тому же само существование христианства указывает на его происхождение от особенной личности, имеющей вневременное, непреходящее значение. Неудивительно, что именно от Рождества Христова человечество начало отсчет новой эры своего существования (хронология).Предсказания о Мессии в Ветхом ЗаветеОбетование о пришествии Мессии было дано уже Моисею (Втор 18, 18–19). Поздние в.-з. пророки конкретизировали образ грядущего Мессии. Пророк Михей представил Его как пастыря, “Владыку в Израиле”, Который будет пасти народ Божий “в величии имени Господа Бога” и родится в Вифлееме (см. Мих 5, 1–4). Пророк Исайя предсказывал приход Эммануила (древнеевр. “Бог с нами”), который, полный Духа Господня, воссядет на троне Давида и будет не только справедливым и вечным властителем всей земли, но и “князем мира” — заботливым хранителем Божественного порядка (Ис 7, 14–15; 8, 23 — 9, 6; 11, 1–10); Исайя упоминает и о том, что Эммануил родится от Девы. В Ис 42, 1–9; 49, 1–7; 50, 4–9; 52, 13 — 53, 12 Мессия называется Слугой Яхве, учителем народов и мужем скорби, который по воле Божией осознанно возьмет на себя грехи людей, в унижении и страдании отдаст свою жизнь за человечество, благодаря чему совершится “оправдание многих”. Пророк Иеремия говорит о Мессии как о “праведной Отрасли Давида” и “Господе, оправдании нашем” (ср. Иер 23, 5–6; 33, 15). Иезекииль предсказывает пришествие Пастыря возрожденного народа, живущего по закону Божьему, “нового Давида”, вечного Князя, Слуги, всецело преданного Господу (см. Иез 34, 23–24; 37, 24–25).Свидетельства Нового Завета об Иисусе ХристеРодословие Иисуса Христа приведено в Мф 1, 2–17 и Лк 3, 23–38. Оно подтверждает исполнение в Иисусе в.-з. пророчеств о приходе Мессии из рода Давидова и указывает на преемственность Нового Завета по отношению к Ветхому. Генеалогия в тексте Евангелия от Матфея состоит из 3 циклов (по 14 родов), соответствующих 3 периодам истории древнеевр. народа: от Авраама до Давида; от Давида до Вавилонского пленения; от Вавилонского пленения до Христа. Если во всем родословии используется глагол “родил” для указания отцовства, то заканчивается оно словами: “Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос” (Мф 1, 16), косвенно свидетельствующими о рождении Иисуса от Девы Марии, но не от Иосифа. Тем не менее, согласно иуд. законам, если ребенок рождался в браке, родительские права распространялись на обоих супругов, а ребенок обладал всеми наследственными правами.Генеалогия в Евангелии от Луки приводит 77 имен (от Иосифа до Адама) и называет Иисуса “сыном Иосифа”, также подтверждая Его происхождение из рода Давидова. Расхождение в именах, указываемых в двух родословиях, обычно объясняется как неполнотой этих перечней, так и законом левирата (см. Втор 25, 5–6), согласно которому иудеи женились на вдовах своих умерших братьев (в случае, если у тех не было детей), а первенцы от этих браков считались сыновьями покойных, — отсюда некоторое расхождение в вопросе отцовства.Благовещение. В Евангелии от Матфея повествуется о том, как будущее рождение Иисуса было возвещено Иосифу (Мф 1, 18–25), а в Евангелии от Луки рассказывается о Благовещении Пресвятой Деве Марии (Лк 1, 26–38). Оба текста носят характер не историко-хронологический, а историко-керигматический (керигма), обладая в первую очередь богосл. содержанием. Вместе с тем эти тексты свидетельствуют об ист. факте существования Марии и Иосифа, живших в Назарете, об их супружестве и девственном зачатии Иисуса (Мф 1, 18; Лк 1, 27), а также о происхождении Иисуса из рода Давидова. Осн. богосл. смысл Благовещения, выраженный в Евангелии от Матфея, заключен в девственном характере зачатия Девой Марией грядущего Мессии: Иосиф “не приблизился к Марии” (т.е. не вступил с Нею в супружескую близость) ни до зачатия, ни после него (Мф 1, 18.25); зачатие наступило благодаря действию Святого Духа, хотя природа этого действия неведома (Мф 1, 20). Важное богосл. значение этого текста связано с семантикой древнеевр. имени Иисуса (Jeszua), поскольку Мессия — спаситель народа, Эммануил, знамение присутствия Бога среди людей (Мф 1, 23)..Евангелие от Луки дает параллельные описания возвещения ангелом рождения Иоанна Крестителя (Лк 1, 5–25) и Иисуса (Лк 1, 26–38) и самого их рождения (Лк 1, 57–80; 2, 1–20); при этом говорится о действии Святого Духа при зачатии Девы Мария (Лк 1, 35).Рождество. Краткое описание Рождества Христа содержится в Мф 1, 18–25 и Лк 2, 1–7. Местом рождения Иисуса стал Вифлеем, что согласуется с в.-з. пророчеством о происхождении грядущего Мессии из этого города (Мих 5, 2–4), в котором родился и царь Давид. В Евангелии от Луки сказано, что Иосиф отправился вместе с беременной Марией, своей женой, для участия в переписи населения в “город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он [Иосиф] был из дома и рода Давидова” (Лк 2, 4). Поскольку в гостинице для них места не оказалось, Младенец Иисус родился в яслях, т.е. в хлеву. Вскоре к родившемуся Спасителю пришли поклониться чудесным образом узнавшие об этом событии пастухи (см. Лк 2, 8–20), а еще через некоторое время — волхвы (см. Мф 2, 1–12).Воплощение. Не рассказывая о Благовещении и Рождестве, Евангелие от Иоанна говорит о предвечном существовании Слова (Ин 1, 1) и о тайне Воплощения: “И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин 1, 14).Жизнь в Назарете. Ок. 30 лет Иисус жил в галилейском городе Назарете и был известен как “плотник, сын Марии” (см. Мк 6, 3) или как “плотников сын” (см. Мф 13, 55). Евангелие от Луки говорит о том, как Иисус в возрасте 12 лет вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк 2, 41–50), а также о том, что Он “преуспевал в премудрости... и в любви...” (Лк 2, 52).Крещение. Крещение Господне отражено в повествовании всех евангелистов (Мф 3, 13–17; Мк 1, 9–11; Лк 3, 21–22; Ин 1, 29–34). Евангелие от Иоанна, не содержащее непосредственного описания крещения, приводит свидетельство об этом событии Иоанна Крестителя (Ин 1, 29–34); Иоанн Креститель называет Иисуса “Агнцем Божиим” и “Сыном Божиим”. Крещение в Иордане не придало Иисусу к.-л. нового достоинства, а послужило знаменательным событием, которое положило начало Его благовестию и мессианской деятельности, а также стало прообразом таинства крещения.Искушение в пустыне. Помимо краткого упоминания о 40-дневном искушении Иисуса сатаной в Мк 1, 12–13, существуют подробные описания этого события в Мф 4, 1–11 и Лк 4, 1–13; согласно им, после того как Иисус 40 дней постился в пустыне, дьявол трижды подверг Его искушениям, но Иисус их решительно преодолел, использовав при этом слова из Св. Писания. Отвергая первое искушение (“если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами” — Мф 4, 3), Христос отказывается привлечь людей материальными благами; Его слова: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (ср. Втор 8, 3) напоминают об испытании голодом евр. народа во время его 40-летнего странствования по пустыне после исхода из Египта. Иисус отвергает и второе предложение сатаны доказать Свою силу с помощью чуда (броситься вниз с высоты храма — см. Мф 4, 5–6), отвечая: “Не искушай Господа Бога твоего” (ср. Втор 6, 16). В третьем искушении Иисусу предлагается власть над всем миром ценой поклонения дьяволу (см. Мф 4, 8–9); преодолевая и этот соблазн, Иисус отвечает: “Господу Богу твоему поклоняйся” (ср. Втор 6, 13). В Евангелии от Луки приводится иная последовательность искушений Христа, однако сам характер искушений аналогичен приводимому Матфеем. Искушение в пустыне имеет важное богосл. значение в контексте истории спасения. По аналогии с 40-дневным постом Иисуса Церковь установила для христиан предпасхальный Великий пост.Общественное служение. Точно определить последовательность событий в период обществ. служения Христа, а также реконструировать маршруты Его путешествий невозможно. Территориально оно охватывало прежде всего Галилею (Мк 1, 14; Мф 4, 12; Лк 4, 14) — Капернаум (Мк 1, 21; 2, 1; 9, 33; Ин 6, 17), сев. и вост. побережье Галилейского моря (Мк 5, 1; Ин 6, 1.16), Наин (Лк 7, 11–17), Назарет (Мк 6, 1; Лк 4, 16), Кану Галилейскую (Ин 2, 1; 4, 46), Хоразин и Вифсаиду (Мф 11, 21; Лк 10, 13) — и Иудею, прежде всего Иерусалим с его окрестностями. Обществ. служение Иисуса включает в себя проповеди и наставления, а также подтверждающие их знамения и чудеса. В отличие от Иоанна Крестителя, Иисус не учил в к.-л. одном месте, а переходил из города в город, проповедовал в синагогах (Мк 1, 21; Лк 4, 16), а когда их двери для Него закрылись, — в полях и на дорогах, в частных домах, обращаясь в т.ч. и к тем, кого фарисеи считали людьми недостойными. Иисус обращался и к толпам людей, и к узкому кругу избранных Им апостолов, ставших впоследствии проповедниками Благой Вести и основой ранней Церкви. В Своем учении Иисус использовал хорошо известные в иуд. мире образы и понятия, ссылался на в.-з. тексты, задавал вопросы слушателям и отвечал на вопросы, адресованные Ему, прибегал к сравнениям и притчам, иллюстрируя высшие истины реальными примерами.Обществ. служение Иисуса пришлось на тот период, когда в иуд. среде широко распространилось ожидание Мессии, образ которого связывался с грядущим освобождением избранного народа от рим. господства и возрождением “царства Давидова”. Однако проповедь Иисуса была сосредоточена на возвещении приближающегося Царства Божьего (Мк 1, 14–15), которое “не от мира сего”, и учении о Боге как об истинном Отце, желающем спасения каждого человека. Главные положения Своего учения Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди (Мф 5, 1 — 7, 29; Лк 6, 20–49), содержащей как заповеди блаженства, так и молитву Отче наш. Сам Иисус заложил основу Царства Небесного, о котором рассказывал в притчах ученикам (см. Мф 13). Чудеса, совершавшиеся Иисусом, становились подтверждением Его слов и свидетельствовали о Его Божественной миссии. По типу эти чудеса традиционно делятся на исцеления, воскрешения, экзорцизмы и преодоления законов природы. В числе чудес, о которых рассказывают евангелисты — исцеления сухорукого (Мф 12, 10–13; Мк 3, 1–5; Лк 6, 6–10), прокаженного (Мф 8, 2–3; Мк 1, 40–42; Лк 5, 12–13), слепых (Мф 9, 27–31; 20, 30–34; Мк 8, 22–26; 10, 46–52; Лк 18, 35–43; Ин 9, 1–7); воскрешения Лазаря (Ин 11, 43–44), сына вдовы (Лк 7, 11–15) дочери Иаира (Мф 9, 23–25; Мк 5, 38–42; Лк 8, 49–56); исцеления (экзорцизмы) бесноватого отрока (Мф 17, 14–18; Мк 9, 17–29; Лк 9, 38–42), бесноватого в синагоге (Мк 1, 23–26; Лк 4, 33–35); умножение хлебов (Мф 14, 15–20; 15, 32–38; Мк 6, 35–44; 8, 1–8; Лк 9, 12–17; Ин 6, 5–13), хождение по водам (Мф 14, 25; Мк 6, 48–51; Ин 6, 19–21), претворение воды в вино (Ин 2, 1–11). Особым образом Иисус явил Свою Божественную силу апостолам во время преображения на горе Фавор (Мф 17, 1–9; Мк 9, 2–9; Лк 9, 28–36), которое завершило галилейский период деятельности Христа. Непосредственно перед преображением Иисус открыл Своим ученикам, что Ему суждено принять смерть в Иерусалиме “и в третий день воскреснуть” (Мф 16, 21). Явление Моисея и Илии во время преображения символизирует исполнение Иисусом “Закона и пророков”.Пасха Христова — это исполнение в.-з. надежды на избавление мира от тьмы смерти и обретение вечной жизни с Богом. Средоточие пасхальной тайны НЗ — Тайная вечеря, смерть, воскресение и вознесение Господне.В Вербное (или Пальмовое) воскресенье, когда Иисус прибыл в окружении учеников в Иерусалим для празднования Пасхи, народ, наслышанный о Его благовестии и совершенных Им чудесах, встретил Его с восторгом и возгласами: “Осанна [т.е. спасение] Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!” (Мф 21, 9). В то же время учение Иисуса уже давно вызывало неприятие со стороны большинства иуд. учителей, считавших, что оно противоречит нормам в.-з. Закона (в частности, правилам соблюдения субботнего дня), и неоднократно пытавшихся уличить Христа в нарушении евр. традиции или же в сопротивлении рим. властям. Осознавая приближение Своей смерти, в Великий четверг Иисус собрал апостолов в горнице Тайной вечери (Мф 26, 26–29; Мк 14, 22–25; Лк 22, 19–20; 1 Кор 11, 23–25), где, подав для вкушения ученикам хлеб и вино как Свои Тело и Кровь, возвестил о Своей мученической кончине “для искупления многих” (ср. Мк 10, 45) и установил таинство Евхаристии, прообраз грядущей Небесной Трапезы и подтверждение Нового Завета между Богом и людьми. В ночь Страстного четверга Иисус молился в Гефсиманском саду (Гефсимания), проявляя послушание воле Небесного Отца в Своей готовности принять мучения и смерть (см. Мф 26, 36–46; Мк 14, 32–42; Лк 22, 39–46; Ин 18, 1). В ту же ночь по приказу иуд. рел. вождей Иисус был тайно арестован и предан суду синедриона. Осудив Иисуса на смерть, синедрион в Страстную пятницу передал Его для окончательного приговора рим. прокуратору Иудеи Понтию Пилату, который под давлением толпы дал согласие на казнь Иисуса через распятие на кресте. Подвергнув Христа бичеванию и поруганию, на Него возложили терновый венец и повели на Голгофу. Иисус Христос был распят вместе с двумя разбойниками и скончался “в девятом часу” (согласно совр. исчислению времени, в 3 ч дня). Во время мучений на кресте Христос произнес неск. фраз (Семь слов): Отче, прости им, ибо не знают, что делают” (Лк 23, 34); “Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф 27, 46; Мк 15, 34) и др. Согласно Ин 19, 34, после смерти Иисуса один из воинов пронзил Ему ребра, и из Его тела истекли кровь и вода. Крестная жертва, принесенная Христом, стала основой искупления человечества, освобождения его от рабства греха.Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса, получив от Пилата разрешение забрать тело Христа, обвил его плащаницей и положил в гроб. В воскресенье на рассвете Мария Магдалина и др. ученики Иисуса обнаружили гроб, где было положено Его тело, пустым и вскоре, благодаря чудесным явлениям Христа, уверились в том, что Он воскрес, как и предсказывал Сам еще до Своей смерти. Через воскресение Иисус в полной мере “открылся Сыном Божиим в силе” (Рим 1, 4). Воскресение Христа из мертвых произошло “для оправдания нашего” (Рим 4, 25); победа Иисуса над грехом и смертью открыла человечеству путь к жизни с Богом и в Боге.Ряд н.-з. текстов (1 Петр 3, 18–20; 4, 6; Деян 2, 24–27; Рим 10, 6–7 и др.) косвенно свидетельствуют о том, что в период между смертью и воскресением Иисуса Христа произошло Его сошествие в ад (это положение включено в Апостольский символ веры).Вознесение Христа, описанное в Деян 1, 6–11 и засвидетельствованное апостолами, произошло через 40 дней после Его воскресения и стало восхождением Иисуса во славу Отца.Второе пришествие Христа (парусия). Н.-з. тексты 1 Фес 2, 19; 3, 13; 2 Фес 2, 1.8; 1 Кор 15, 32 и др. предсказывают Второе пришествие Христа в конце времен, когда Он явится в могуществе и славе (ср. Мф 16, 27; 24, 30) и воздаст каждому человеку по его делам. Время этого события — великая тайна; известны лишь некоторые общие признаки, которые должны его предварять: преследование Церкви (Лк 21, 12–18), появление Антихриста, “сына погибели” (2 Фес 2, 3) и др.Хронология жизни Иисуса Христа. Иисус Христос родился “в дни царя Ирода” (Мф 2, 1), который умер в 750 по рим. летоисчислению (от основания Рима), т.е. за 4 года до новой эры, началом которой является рождение Христа, традиционно относимое к 754 по рим. календарю. Это ист. расхождение возникло в результате ошибки Дионисия Малого, который для создаваемого им христ. летоисчисления принял указанный выше 754 по рим. календарю в качестве года рождения Иисуса Христа, не приняв во внимание в своих расчетах дату смерти Ирода Великого. Согласно Евангелию от Луки (Лк 3, 23), Иисусу было ок. 30 лет, когда Он начал Свое обществ. служение; в то время шел 15-й год правления имп. Тиберия. Но поскольку точно неизвестно, о каком 15-м годе идет речь — со дня смерти имп. Августа (14 н.э.), т.е. после принятия Тиберием полной власти, или с начала участия Тиберия в совместном правлении в 12 н.э., — год начала обществ. служения Иисуса может быть как 27, так и 29 н.э. Продолжительность этого служения также определена неоднозначно. Основываясь на текстах Евангелия от Иоанна (Ин 2, 13.23; 6, 4; 13, 1), связывающих деятельность Иисуса с тремя ежегодными празднованиями Пасхи, можно предположить, что Его проповедническое служение продолжалось в течение двух лет и трех месяцев.Год крестной смерти Иисуса приходится на период правления Понтия Пилата в должности прокуратора Иудеи, т.е. между 26 и 36 н.э. Иисус был распят в пятницу, в 14-й день евр. месяца нисана, а 14-е нисана приходилось на пятницу 11.04.27, 7.04.30 и 3.04.33. Наиболее вероятной датой крестной смерти Иисуса считается 7.04.30.(EK)Иисус Христос — Богочеловек. В НЗ личность Иисуса Христа изображена в основном в ее человеч. измерении. Однако в полной мере она раскрывается в том, что Иисус был долгожданным Мессией и истинным Сыном Божиим. НЗ представляет нам Иисуса Христа во всех этих трех аспектах, при этом подчеркивая, что речь всегда идет об одном и том же Лице; в Своем внутр. единстве Иисус Христос является Богом и Человеком, а Его служение — быть Мессией, Спасителем. Божественная и человеч. природа Христа в их неразрывном единстве определяют уникальную Божественную личность Спасителя (см. ККЦ, 446).Человек. Мессия. Сын Божий. В течение всего Своего обществ. служения Иисус Христос следовал воле Небесного Отца, не стремился к собственной славе и использовал Божественную силу, которой обладал, только для созидания Царства Божьего (см. Мф 4, 1–11; Лк 4, 1–13). Он Сам говорил, что пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Самому служить (Мк 10, 45). Слова Иисуса о том, что нельзя озираться назад, если взялся за плуг (Лк 9, 62), получили отражение прежде всего в Его собственном образе жизни. Соблюдения этого правила Христос требовал и от Своих учеников, которые должны были отречься от всего и следовать за Ним (Мф 8, 34.38; 10, 29), и в этом Он подал ученикам личный пример. Иисус не признавал компромиссов в принципиальных вопросах и требовал твердых решений (Мф 10, 34–39), а с теми, кто противился Его миссии, Он обходился сурово, прибегая к резким словам (Мк 10, 14). При этом Иисус был особенно строг к фарисеям с характерной для них показной набожностью (см. Мф 23, 4–33). Вместе с тем Иисус был кроток и смирен сердцем, Он утверждал, что Его иго — благо, а бремя легко, и обещал “труждающимся и обремененным” душевный мир (Мф 11, 28–30). В Своей кротости и смирении Он снизошел до того, что омыл ноги ученикам (Ин 13, 4–16). Положение бедных и несчастных людей Ему настолько близко, что Он отождествляет Себя с ними, считая каждый добрый поступок в отношении этих людей благодеянием, оказанным Ему Самому (Мф 25, 40). Любовь Иисуса направлена прежде всего к бедным и униженным (Лк 6, 20–22), в т.ч. и к грешникам (Мф 11, 19; Мк 2, 15; Лк 7, 48). Он провозглашает и воплощает в Себе такую любовь к людям, которая распространяется и на врагов — это было абсолютно новым в то время (Мф 5, 22–26.39–47; 6, 14; 7, 1.12). Он проповедует, что в любви к Богу и человеку заключена сущность Закона, который в этом случае действительно становится “благим игом” и “легким бременем”, в то время как для большинства (особенно в истолковании книжников) этот Закон становился тяжелым бременем. В личной жизни Иисуса первое место неизменно занимает Небесный Отец, перед Которым должно отступить все, даже любовь к Матери, к Которой в то же время Иисус питает нежное сыновнее чувство (Мк 3, 33–35; Лк 2, 49; Ин 2, 4). Воля Небесного Отца дает Иисусу смысл и силы в Его жизни и деятельности (Ин 3, 34).Апостолы, будучи хранителями библ. традиции, старались интерпретировать Его облик, исполненный тайны, в категориях ВЗ. Оттуда они черпали сведения и заимствовали понятия, которые должны были служить для выражения их собственных мыслей, вынесенных из непосредственного общения с Иисусом. В таких представлениях их укреплял и тот факт, что Иисус Сам впрямую отводил Себе особенную миссию в отношении ВЗ, говоря: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф 5, 17). Тем не менее Иисус иногда избегал названия “Мессия” применительно к Себе, поскольку не хотел пробуждать во внимавших Ему иудеях нац. чувств, связанных с надеждами на приход ожидавшегося Божественного посланника. Эти надежды были направлены на полит. освобождение от чужеземной власти, на установление господства над др. народами и на материальное благополучие народа Израиля. Однако Иисус отверг все эти мечты как искушения злого духа (Мф 4, 1–11; Мк 8, 27–34), показав тем самым, что не собирается становиться полит. мессией; о том же свидетельствовали и слова Иисуса о том, что Царство Его — не от мира сего (Ин 18, 36). Учитывая ту атмосферу, которую создавали ожидания людей, Иисус велел Своим ближайшим ученикам хранить в тайне Его мессианское достоинство, чтобы несвоевременными предсказаниями не вызывать волнение среди людей (Мк 2, 11; 5, 43; 7, 36; 8, 26). И лишь в конце Своей земной жизни Он начал постепенно открывать Своим ученикам сущность собственного мессианского предназначения, пользуясь для этого двумя библ. образами: Сына Человеческого и Страдающего Слуги Бога. Иисус предсказал Свой скорбный уход из этого мира к Отцу, отмечая, что именно такой путь Ему был предначертан Отцом (Мк 8, 31; Лк 17, 25; 24, 7) и только этим путем Он мог достичь славы (Лк 24, 26).1–2-я гл. в Евангелиях от Матфея и от Луки свидетельствуют о том, что Иисус родился, как подобало Мессии, предсказанному пророками. В последующем повествовании Иисус также представлен как Мессия, поскольку об Иоанне Крестителе говорится как о том, кто делает прямыми пути Господу (Мк 1, 2; Мф 3, 3) и кто возвещает приход Того, Кто сильнее его, способного крестить огнем и Святым Духом (Мф 3, 11–12). В описании крещения Иисуса в Иордане евангелисты свидетельствуют о Его мессианском предназначении, говоря, что на Него сошел Святой Дух и глас с небес возвестил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф 3, 16–17). Еще более выразительно мессианский характер личности Иисуса проявляется в сцене Его преображения на горе Фавор, где о миссии Иисуса свидетельствуют Моисей и Илия, олицетворяющие в этот момент “Закон и пророков” (Мк 9, 2–8). И наконец, воскресение Иисуса, воспринимаемое как дело Бога Отца, в глазах учеников приобрело вес неопровержимого доказательства Его мессианского достоинства. В этом событии Отец явил Иисуса “Господом и Христом” (Деян 2, 36), восседающим одесную Бога и наделенным всей царственной властью (Деян 2, 33; 5, 31; 7, 55).Факт воскресения Иисуса Христа поставил Его учеников перед лицом глубочайшей тайны личности их Учителя. Несомненно, они задавали себе вопрос о самой сущности личности Иисуса и старались выразить ее двумя именами: “Господь” и “Сын Божий”. НЗ позволяет предполагать, что Сам Иисус очень редко употреблял применительно к Себе имя “Сын Божий” (в синоптических Евангелиях — ни разу, у Иоанна — 6 раз). Говоря о подлинном смысле этого имени, следует отметить, что в еванг. традиции оно значило примерно то же самое, что и “Божий человек” (Мф 14, 33; Мк 6, 51; Мф 8, 29; Лк 8, 28), совершающий деяния посредством силы, данной свыше. Подобный смысл следует вкладывать в высказывание рим. сотника, увидевшего в умирающем на кресте осужденном праведного человека, к которому применимо название “Сын Божий”. Более глубоким по содержанию это имя становится в те моменты, когда оно выражает мессианское достоинство Иисуса. В этом значении оно относится к Младенцу, Который должен родиться от Девы и Который должен стать наследником престола Давида, т.е. Мессией (Лк 1, 32); неск. стихами ниже (Лк 1, 35) этим именем называется Тот же Самый Младенец, потому что Его зачатие и рождение напрямую связывается с действием Духа Божьего. Возвышенный смысл это имя приобретает в сцене крещения в Иордане, а также во время преображения, когда “глас с небес” представляет Иисуса “Сыном Возлюбленным” (Мф 3, 17; 17, 5). “Глас с небес” не “нарекает” Иисуса Сыном Божиим, а, скорее, утверждает, что Его Божественное происхождение является основой Его мессианского достоинства.Когда первые христ. общины начали почитать Иисуса как Бога, они признали также обязательным восприятие Его как Сына в отношении Бога Отца. Он был достоин высшей чести гл. обр. потому, что прежде всех веков родился от Бога Отца. Хотя в синоптических Евангелиях Иисус не называет Себя Сыном Божиим, это не может поставить под сомнение убежденность Христа в Своем Божественном достоинстве. Свою Божественную силу Иисус чаще проявлял в делах, чем в словах, и окружающие распознавали ее в этих делах. Иисус побеждает силы зла в лице сатаны и демонов (Мф 12, 28); отпускает грехи, признавая тем самым за Собой исключительное право Бога (Мк 2, 5.7); Он говорит, что Его слова пребывают вечно (Мк 13, 31), подобно тому как вечно пребывают слова Самого Бога (Ис 40, 8); проповедует Он, как обладающий властью, а не как книжник (Мф 7, 28); Он пользуется предоставленной Ему властью для того, чтобы исправлять и дополнять Закон, данный Израилю Богом (Мк 10, 1–12; Мф 5, 21–48). Во всех вышеупомянутых ситуациях, детально описанных в синоптических Евангелиях, Иисус проявляет сознание того, что, будучи Сыном Бога, Он обладает особенными правами в осуществлении дел Своего Отца (ср. Лк 2, 49).Воскресение Иисуса Христа и сошествие Святого Духа укрепило веру учеников и открыло им глаза на многие моменты земной жизни Иисуса. Они поняли то, чего не могли осознать раньше (Мк 8, 32), а именно — что страдание Учителя было частью Его миссии и условием Его восхождения к славе (Лк 24, 26). После жестоких мучений, завершившихся смертью на кресте, Иисус воскрес из мертвых и воссел одесную Отца, явив Себя людям как Господа и Мессию, разделяющего вместе с Отцом наивысшую власть над всем миром. Проявлением этой власти стало сошествие Святого Духа (Деян 2, 33), а ее последним проявлением в грядущем будет суд над живыми и мертвыми (Деян 1, 42; 17, 31; Рим 14, 9). Поскольку слава, в которую вошел Иисус посредством Своего воскресения, имеет Божественную природу, более ясным становится Его Божественное достоинство, а имя “Сын Божий” обретает значение истинного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всех веков, Который ради нас и ради нашего спасения в определенный момент истории стал человеком. Это значение, трансцендентное по своему содержанию, особенно отмечал ап. Павел. Для него Иисус — “Господь славы” (1 Кор 2, 8; Еф 1, 20; Флп 2, 6–11), а это имя в Библии относится только к Богу (ср. Пс 24, 8; 29, 3; Деян 7, 2; Иак 2, 1). В глазах ап. Павла Иисус является Сыном в особенном, исключительном смысле, что позволяет называть Его “Единородным Сыном” Бога, Которого Отец “отдал за нас” (Рим 8, 32). Ап. Павел считает себя избранным для благовестия, “которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе, Господе нашем” (Рим 1, 2–4). Здесь заключена сущность всей христологии ап. Павла. Слова о том, что Иисус благодаря воскресению из мертвых является облеченным властью Сыном Божиим, не означают, что Он лишь через Свое воскресение стал Сыном Божиим, а говорят о том, что в воскресении была явлена Его Божественная сила. Ап. Павел был убежден, что предвечное Божественное происхождение Иисуса открывается в воскресении для того, чтобы дать возможность всем верующим разделить это Божественное сыновство (Флп 2, 6–11; Кол 2, 9–10).Четвертое Евангелие, написанное для христиан из эллинистической среды, представляет Иисуса Христа в образах и понятиях, употреблявшихся в этих кругах. Иисус именуется Словом (греч. Λόλος), которое было в начале, прежде чем мир, созданный Богом, начал свое существование (см. Ин 1, 1). Слово было у Бога (т.е. Отца), представляя Собой отдельную ипостась, отличную от Отца, и в дальнейшем явилось в Иисусе из Назарета (Ин 1, 14.18). Слово, Которое не только было у Бога, а было Богом (Ин 1, 1), стало плотью и пребывало среди людей, давая им возможность увидеть славу, которую Единородный Сын получает от Отца (Ин 1, 14; 1 Ин 1, 1.3).Имея в виду Свою человеч. природу, Иисус признает Себя меньшим, чем Отец (Ин 14, 28), хотя как Бог Он равночестен Отцу. Поскольку Отец любит Сына, Он дает Ему власть творить все, что делает и Он Сам, и все предает в Его руки (Ин 3, 35; 5, 20; 17, 2); Иисус осознает, что Его слова и дела поручены Ему Отцом (Ин 5, 20.30.36; 7, 16; 8, 26.28; 14, 10), а потому считает их не только Своими, но прежде всего принадлежащими Отцу (Ин 3, 34; 7, 16; 10, 37). Он прямо возвещает, что Сам от Себя ничего не делает и не говорит (Ин 5, 19.30; 12, 49; 14, 10). Ученики Иисуса, после воскресения признавшие Его Господом и Богом (Ин 20, 28), стали благовествовать об этом др. людям (ср. 1 Ин 5, 20).о. Т. ЛукашукИмена Иисуса Христа. В НЗ содержится более 50 различных форм именования Иисуса. К числу наиболее важных имен относятся: Господь (греч. Κύριος), служащее в Септуагинте переводом древнеевр. имени Яхве, встречающееся в НЗ ок. 150 раз и определяющее Христа, прославленного Отцом (см. Деян 2, 36; 7, 59; 11, 20); Учитель (греч. Didaskaloς, древнеевр. Hã-Rãb и арам. Rabbã), часто использовавшееся учениками Иисуса при обращении к Нему; Мессия, встречающееся в НЗ более 500 раз и выражающее мессианское призвание Иисуса; Сын Божий (Мф 2, 15; 3, 17; 4, 3.6; Мк 1, 1; Лк 1, 32; Ин 1, 14.18.34.49; 3, 16–18.35–36; Деян 8, 37; 9, 20; Рим 1, 3–4.9; 1 Кор 1, 9 и др.), одно из наиболее распространенных имен; Сын Давидов (Мф 1, 1; 9, 27; 12, 33; Мк 10, 47; 12, 35; Лк 1, 35; Рим 1, 3; Откр 5, 5 и др.); Сын Человеческий, которым Иисус предпочитал называть Себя Сам и которое использовал при описании Своего земного призвания (Мк 2, 10.28; 10, 45), Своих страданий и воскресения (Мк 8, 31; 9, 31; 10, 33) и Своей эсхатологической миссии (Мк 8, 38; 13, 26; 14, 22); имена Святой и Праведный одновременно присутствуют лишь в проповеди ап. Петра (Деян 3, 14), в некоторых текстах НЗ встречается только имя Святой (Мк 1, 24; Лк 1, 35; Откр 3, 7), в некоторых — Праведник (Деян 7, 52; 22, 14; 1 Ин 2, 1); Спаситель (греч. Σωτήρ), выражающее сущность спасительной миссии Христа и присутствующее в проповеди ап. Петра (Деян 5, 3) и ап. Павла (Деян 13, 23); Слово (греч. Logoς, лат. Verbum) — так в Евангелии от Иоанна (Ин 1, 1–14) называется предвечный Христос, Который был “у Бога” и Который Сам был Богом и потом воплотился в Иисусе, Аминь (ср. Откр 3, 14), Альфа и Омега (ср. Откр 1, 8; 21, 6; 22, 13; Α и Ω).Апокрифические свидетельстваОб ист. существовании Иисуса Христа свидетельствуют и апокрифы, хотя они и представляют Его образ и учение в искаженном виде, поскольку их возникновение связано со средой христ. гностиков. В связи с этим присутствующие в апокрифической лит-ре подробности из жизни Христа следует оценивать критически, в свете еванг. текстов.Детство Иисуса описывается в Протоевангелии Иакова, где подчеркивается девство Марии и Божественное происхождение Иисуса, и Истории детства Иисуса, представляющей юного Христа суровым чудотворцем, наставляющим Своих учителей. Эти два апокрифа послужили образцами для др. апокрифических описаний событий жизни юного Иисуса.Жизнь взрослого Христа описана в Евангелии Фомы, содержащем более 100 логий (речений Иисуса), в т.ч. много параллельных соответствующим фрагментам синоптических Евангелий. В сохранившихся отрывках Евангелия Петра акцент сделан на мифологизированном воскресении Христа. Среди др. апокрифов, описывающих различные события, связанные с деятельностью и крестными страданиями Христа — Евангелие от назарейцев и Евангелие эвионитов. Апокалипсис Петра повествует об Иисусе Христе в связи с Его преображением и последующим вознесением.Нехристианские свидетельства об Иисусе ХристеХотя существуют объективные причины того, что нехрист. источники, сообщающие об Иисусе Христе, весьма немногочисленны (периферийное расположение Палестины в Рим. империи, преобладающий интерес историков к жизнеописанию правителей той эпохи и т.д.), сохранились некоторые древнеевр. и древнерим. свидетельства о Его существовании.Древнееврейские источники. Иосиф Флавий в Иудейских древностях (ок. 93–94), повествуя об истории евр. народа вплоть до начала восстания против римлян (66) и называя множество евр. и рим. ист. личностей, упоминаемых в т.ч. и в НЗ, в двух фрагментах пишет об Иисусе Христе. “В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус, образ жизни которого был безупречным и [который] был известен своей добродетелью. И многие из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть, но те, которые были его учениками, не отреклись от его учения. [Они] утверждали, что он явился им через три дня после своего распятия и что он был живой. Поэтому-то полагают, что он был тем Мессией, о чудесных деяниях которого возвестили пророки” (Иудейские древности 18, 63-64). Этот текст цитирует Евсевий Кесарийский в Demonstratio evangelica (3, 5, 105) и Historia ecclesiastica (1, 11, 7). Др. фрагмент из соч. Иосифа Флавия повествует о том, как первосвященник Анна созвал синедрион и представил пред судом “Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом” (Иудейские древности 20, 200), и если аутентичность первого фрагмента начиная с XVI в. подвергалась сомнению (ныне допускается возможность небольших изменений, внесенных в текст Иосифа Флавия при копировании в христ. среде), то подлинность второго текста историками никогда не оспаривалась.Лукиан Самосатский в соч. О кончине Перегрина (ок. 170) пишет о христианах, которых высмеивает за наивность и легковерность, за любовь к ближним и пренебрежение к смерти, а также за слепое подражание учителю, о котором упоминает в гл. 11 и 13, называя его софистом, магом и странствующим проповедником. Согласно этому свидетельству, Иисус был арестован за распространение мессианской веры и распят
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.