ЭПИКУР

ЭПИКУР
('Epixoyros) (341-270 до н. э.) - др.-греч. философ-материалист. Род. на о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал филос. школу - "Сад" (по имени Э. - эпикурейская школа), просуществовавшую до нач. 6 в. н. э. и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма. Свое учение Э. излагал в беседах, многочисл. письмах и сочинениях. Им было написано ок. 300 сочинений, большая часть к-рых не сохранилась. Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно; осн. элементы мироздания: атомы - первоначальные материальные тела и пустота - занимаемое ими пространство. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. Мысль Э. о свободном отклонении атомов в пространстве, высоко оцененная К. Марксом и В. И. Лениным, была попыткой найти имманентный материи источник движения и изменения; в этом состояло существенное отличие натурфилософии Э. от атомистич. теории Демокрита. Э. отвергал "мир идей" Платона и "первый двигатель" Аристотеля. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материи. Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувственное состояние тела. Э. признает существование богов - блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающихся в земные дела; в учении Э. боги выступают как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом, - вымышленные существа, а религ. представления не имеют под собой почвы. В своем этич. учении (или практич. философии), непосредственно связанном с физикой и каноникой, Э. стремился найти пути к счастливой жизни. Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувственном наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью: мудрость - благо смертное, а дружба - благо бессмертное. Мудрость Э. рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Учение Э. было высоко оценено К. Марксом в его докторской дисс. "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17-98) и в "Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии" (там же, с. 99-215). В. И. Ленин подчеркивал огромное значение Э. и его школы в борьбе против религии и идеализма.

Соч. в рус. пер., в кн.: Маковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Столпнер Б. Г., Юшкевич П. С, История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Материалисты Др. Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955.

Лит.: Шакир-заде А. С., Эпикур, М., 1963; Поварков Я. Я., Четыре проблемы Эпикура, "ВФ", 1966, No 8; Bailey С., Epicurus, Oxf., 1926; Diano C. (ed.), Epicuri ethica, Florentiae, 1946; Gigon O., Epicurus, Z., (1949); Cresson A., Epicure. Sa vie, son ceuvre avec un exposé de sa philosophie, (2 éd.), P., (1959); Müller R., Die epikureische Gesellschaftstheorie, В., 1972.

A. С. Шакир-заде. Баку.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭПИКУР" в других словарях:

  • Эпикур — и основание сада ( kepos ) Сад Эпикура и его новые идеалы     Первой из эллинистических школ в хронологическом порядке была школа Эпикура, возникшая в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикур родился на Самосе в 341 г. до н.э., практиковал в Колофоне …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эпикур — Самосский Επίκουρος Дата рождения: 342 или 341 год до н. э …   Википедия

  • Эпикур —     Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дема Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метро дор в книге О знатности ). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в Сокращении по Сотиону ), и …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ЭПИКУР — (Epicures) (341/342 271/270 до н.э.) др. греч. философ, основатель эпикуреизма филос. учения, популярного в античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Учился философии у Навсифана, в 310 основал филос. школу сначала в… …   Философская энциклопедия

  • ЭПИКУР — (342 270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его… …   Энциклопедия Кольера

  • ЭПИКУР — (341 270 до н. э.) древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эпикур — Эпикур, Epikuros, 341 271 гг. до н. э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гардетос. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352 351 гг. до н. э.… …   Античные писатели

  • ЭПИКУР —     ЭПИКУР (Επίκουρος) (342/341, о. Самос 271/270 до н. э. Афины), др. греч. философ, создатель философской школы, получившей название Сад Эпикура (см. эпикуреизм).     Жизнь. Родился на о. Самос в семье афинянина, в 14 лет стал изучать философию …   Античная философия

  • ЭПИКУР — (341 270 до н.э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. В учении о природе (физике) Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но… …   Современная энциклопедия

  • Эпикур — (341 270 гг. до н.э.) древнегреческий философ. В 306 г. вместе с учениками переселился в Афины, где прожил до самой смерти и основал философскую школу Сад, просуществовавшую до начала 6 в. н.э. Философская система Эпикура включает физику (учение… …   Исторический словарь

  • Эпикур — (341 270 гг. до н.э.) философ, родился на о ве Самос Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений. Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден,… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»