СЕВЕРО-ДОНЕЦКАЯ Ж. Д.

СЕВЕРО-ДОНЕЦКАЯ Ж. Д.
СЕВЕРО-ДОНЕЦКАЯ Ж. Д.

основная дорога Донбасса, одна из самых мощных грузовых артерий Союза; обслуживает первую угольную базу Союза — Донбасс — и южную металлургию; состоит из магистралей, идущих с Ю. на С. и с Ю.-В. на С.-З., и множества отдельных линий, пересекающих эти магистрали и соединяющих различные районы Донбасса. Магистральная линия Родаково — Нырково — Яма — Красный Лиман — Безлюдовка, идущая с Ю.-В. на С.-З., является важнейшим выходом из Донбасса на С. Линия Купянск — Валуйки дала дополнительный выход на С. и на С.-В. к Волге. Эта когда-то маломощная одноколейная линия во втором пятилетии переоборудована в один из основных участков современной мощной магистрали Москва — Донбасс. Линия Никитовка — Яма подвозит грузы из центра Донбасса на главную магистраль. Линии Дебальцево—Зверево и Дебалъцево — Родаково — Ворошиловград, прорезающие Донбасс с З. на В. и С.-В., соединяют восточные и центральные районы угледобычи между собой и с центром страны. Линия Родаково— Лихая соединяет с центром Донбасса восточнодонецкую линию Лихая — Сталинград, по к-рой движется уголь к Волге и крепежный лес с Волги (от Сталинграда) в шахты Донбасса. Линия Бразоль—Лутугино—Ворошиловград—Миллерово образовала дополнительный выход из Донбасса на С. (Миллерово — Рязань). Целый ряд других обходных, соединительных, спрямляющих, подвозящих линий сооружен за последние годы.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАРТА СЕВЕРО-ДОНЕЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. <a href=МАСШТАБ 1:2 000 000" />

СХЕМАТИЧЕСКАЯ НАРТА СЕВЕРО-ДОНЕЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:2 000 000

После Великой Октябрьской социалистической революции недостаточная по своей провозной и пропускной способности сеть Донбасса была полностью реконструирована; на основных направлениях построены вторые пути, позволившие перевести грузовой поток на менее загруженные направления. Такова, напр., линия Красный Лиман— купянск, спрямляющая грузовой поток на С. Основной грузовой поток С.-Д. ж. д. — угольный как собственной погрузки, так и транзитный, идущий по магистрали Зверево — Дебальцево — Горловка к главному северному выходу из Донбасса — Никитовка — Яма — Красный Лиман — Безлюдовка. Участок Безлюдовка — Красный Лиман имеет наивысшую на сети густоту движения в одном направлении. Второй северный выход из Донбасса — линия Дебальцево — Камышеваха — Лоскутовка — Купянск — загружен несколько меньше, чем краснолиманский. Ст. Трудовая — конечный пункт нефтепровода Армавир—Трудовая; отсюда нефть наливается и идет в восточные районы Донбасса. С.-Д ж. д. обслуживает центральные и восточные угольные районы Донбасса и основные выходы из него на С. (частично Ворошиловградскую, Сталинскую, Харьковскую обл.). В районе С.-Д. ж. д. расположены крупнейшие центры угледобычи и гиганты южной металлургии, машиностроения, хим з-ды, солеварни и т. п. Вместе с тем С.-Д. ж. д. проходит по с.-х. районам, дающим множество продуктов для переработки и вывоза. Эксплуатационная длина — 1 684 км Управление — в Артемовске. Граничит на Ю с Южно-Донецкой (Чистяково, Никитовка Горловка, Хацепетовка, Брусин, Ступки), на С. с Южной (Безлюдовка, Чугуев и Приколотное), на С.-В. с М.-Донбасской (Валуйки) на В. с Юго-Восточной ж. д. (Миллерово и Лихая) и ж. д. им. К. Е. Ворошилова (Зверево). Среднесуточная погрузка — самая высокая на сети. Основные грузы в погрузке уголь и кокс (свыше 70%); далее идут минеральные строительные материалы, черные металлы, нефть, флюсы. Грузооборот С.-Д. ж. д по своим размерам занимает второе место среди дорог сети. На С.-Д. ж. д. насчитывается много станций, имеющих годовой грузооборот достигающий 6—7 млн. т. В грузообороте преобладает отправление. Основные линии С.-Д. ж. д. снабжены автоблокировкой на крупных сортировочных станциях оборудованы механизированные горки и централизация стрелок. По линиям С.-Д. ж. д. обращаются мощные паровозы, ведущие тяжеловесные поезда. Работники С.-Д. ж. д. дали образцы стахановской работы во всех областях жел.-дор. тр-та.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. 1941.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "СЕВЕРО-ДОНЕЦКАЯ Ж. Д." в других словарях:

  • Северо-Донецкая улица — Харьков Общая информация Район города Червонозаводской Исторический район Основа Почтовые индексы 61009 Северо Донецкая улица (укр. Сіверськодонецька вулиця)  улица в Червонозаводском районе Харькова, в Основянском жилмассиве. Начинается от парка …   Википедия

  • Донецкая железная дорога — Полное название: Донецька Залізниця Годы работы: 1870 Страна …   Википедия

  • Донецкая область — Герб (описание) …   Википедия

  • Донецкая армия (РККА) — Донецкая армия вооруженное формирование, созданное в 1918 году для защиты Донецко Криворожской Советской Республики от немцев, вступивших на территорию Украины по приглашению руководства УНР. Численность около 8,5 тыс. человек. Содержание 1… …   Википедия

  • Северо-Кавказская железная дорога — Северо Кавказская ордена Ленина железная дорога Полное название: Филиал ОАО «РЖД» Северо Кавказская железная дорога Годы работы: с 12 июля 1922 года Страна …   Википедия

  • Северо-Восточный участок отрядов завесы — Эмблема РВС РСФСР, 1918 год. Годы существования 4 августа 1918 года 11 сентября 1918 года Страна …   Википедия

  • ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ — ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ, на Украине. Площадь 26,5 тыс кв. км. Население 4 893,6 тыс человек (2001). Центр Донецк (см. ДОНЕЦК (город на Украине)). Входит в состав Донбасса. Область образована 2 июля 1932 (в современных границах с 1938). Самая… …   Энциклопедический словарь

  • Донецкая область — (в 1938–61 гг. Сталинская), на В. Украины. Пл. 26,5 тыс. км², адм. центр Донецк; др. крупные города: Мариуполь (морской порт), Макеевка, Горловка, Краматорск …   Географическая энциклопедия

  • Донецкая область — (до 1961 Сталинская область)         в составе Украинской ССР. Расположена на Ю. В. УССР. Образована 17 июля 1932. Площадь 26,5 тыс. км2. Население 4934 тыс. чел. (1971). Делится на 18 районов, имеет 49 городов, 139 посёлков городского типа.… …   Большая советская энциклопедия

  • Донецкая железная дорога —         организована в 1953. Управление в г. Донецке. В основном пролегает по территории Донецкой и Ворошиловградской, частично Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областей УССР и Ростовской области РСФСР. Граничит с Южной железной… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»