- СЕВЕРНАЯ Ж. Д.
- СЕВЕРНАЯ Ж. Д.
-
состоит из двух пересекающихся в Вологде линий: Архангельск— Филино (магистрали Архангельск— Москва) и Тихвин—Свеча (магистрали Ленинград— Киров—Урал). Линия от Москвы до Вологды строилась с 1862 по 1872 гг. с постепенным вводом в эксплуатацию отдельных участков; линия от Вологды до Архангельска, построенная в 1898 г., была узкоколейной; во время империалистической войны 1915—1918 гг. военное снабжение русской армии из-за границы вследствие блокады германским флотом балтийских портов поступало через архангельский порт. Ввиду затруднительности вывоза по узкоколейной дороге большого количества грузов было приступлено к перешивке линии на широкую колею, что было закончено в 1916 г. В 1918 г. Данилов, в обход вологодского узла, соединен со ст. Буй ветвью, сокращающей на 175 км пробег транзитных грузов, идущих с Урала и Сибири в центр страны. Во второй пятилетке построена лесовозная ветвь Коноша—Вельск длиной 117 км. С. ж. д. по преимуществу лесовозная, обслуживает незначительные части Ярославской, Ленинградской и Горьковской обл., в основном же Архангельскую и Вологодскую обл. с их крупными лесными массивами (73% территории района тяготения к С. ж. д. этих областей покрыты лесами), с развитой лесопромышленностью, а также с.-х. районы Вологодской обл. с развитым маслоделием и животноводством; в районе С. ж. д. — тихвинские бокситы, рыбные промыслы и консервные з-ды беломорского побережья, крупнейший в мире центр лесной промышленности в Архангельске, а также предприятия лесообрабатывающей, лесохимической и бумажной промышленности. С. ж. д. граничит на С. с Архангельском, на Ю. с Ярославской (Филино), на С.-З. с Кировской (Тихвин), на В. с Горьковской ж. д. (Свеча). Управление — в Вологде. Эксплуатационная длина — 1 876 км (включая линию Коноша—Синега). В грузообороте преобладает вывоз. Основные грузы в погрузке: лес и дрова, дающие около 60% всей погрузки, и минеральные строительные материалы. По погрузке леса С. ж. д. стоит на первом месте. К станциям С. ж. д., особенно на участке Коноша—Синега, примыкают многочисленные лесовозные ветви лесозаготовляющих трестов. Коноша — одна из самых крупных на сети станций по отправлению лесных грузов. На участке Филино—Данилов — вторые пути; на участке Буй—Шарья — автоблокировка. Строятся вторые пути от Архангельска до Данилова. С. ж. д., получившая в годы сталинских пятилеток новые депо, станции, установки для теплой промывки, автоблокировку и т. п., превращена в мощную магистраль.
СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА СЕВЕРНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. Масштаб 1:6 500 000
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.