- КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
многозвенный механизм, в к-ром ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещ. в отд. корпусе (коробке) или в общем корпусе с др. механизмами. К. п., предназ-нач. для изменения частоты вращения ведомого вала при пост. частоте вращения ведущего, наз. также коробкой скоростей, напр. в приводе гл. движения резания металлореж. станков. К. п., предназнач. для изменения подачи в металлореж. станках, наз. коробкой подач. К. п. широко применяются в приводах ведущих колёс автомобилей и др. трансп. средств, работающих от двигателей внутр. сгорания. Конструкция К. п. зависит от её назначения, способа переключения передач и технич. хар-ки машины или станка: передаваемой мощности, быстроходности, числа передач (до 48), диапазона регулирования. Для ускорит. передач передаточное отношение обычно принимают не менее 1/2, для замедляющих - не более 4; число передач между двумя валами не более 6 - 8. По способу переключения передач различают: К. п. со скользящими зубчатыми блоками (с кулачковыми и зубчатыми муфтами); К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами; К. п. с фрикц. муфтами и тормозами; К. п. с муфтами свободного хода. См. рис.
Схема трёхступенчатой коробки передач: 1 - ведущий вал; 2 - ведущая шестерня постоянного зацепления; 3 - кулачковая муфта; 4 - шестерня второй передачи; 5 - шестерня первой передачи и заднего хода; 6 - ведомый вал; 7 - промежуточная шестерня заднего хода; 8, 9, 10 - ведущие шестерни заднего хода, первой передачи и второй передачи; 11 - промежуточный вал; 12 - ведомая шестерня постоянного зацепления
Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.