- ФИНАНСЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
- ФИНАНСЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
-
(local government finance) Финансовые поступления, получаемые выборной местной властью (local government). В них входят местное налогообложение, государственные субсидии, плата за услуги, предоставляемые местной властью, кредитное финансирование. Различия обычно коренятся в истории развития той роли, которую местная власть играет в конкретной политической системе, а программы реформ, как правило, связаны с предписаниями, определяющими эту роль. Прямыми местными налогами облагаются либо собственность, либо физические лица. Налог на собственность зависит от оценки ее аренды либо продажи (наиболее яркими примерами служат, соответственно, коммунальные налоги в Соединенном Королевстве и муниципальный налог). Местный налог на физических лиц может устанавливаться по единой ставке – подушный налог (poll tax) – или быть прогрессивным, в соответствии с доходом, как это делается в государственных системах подоходного налога. Однако налог на имущество, существовавший на протяжении большей части истории как в США, так и в Соединенном Королевстве, скорее типичен для государств, где владение собственностью считается необходимым условием предоставления политических прав, таких как избирательное право, и где принцип ограниченного правления глубоко укоренился в политической культуре. Местное налогообложение, основным объектом которого являются физические лица, вводилось, как правило, тогда, когда гражданские права личности меньше зависели от владения собственностью. В некоторых странах местное налогообложение осуществляется косвенно – в виде налогов на продажи – и может служить дополнением к прямому налогообложению. Государственные субсидии делятся на три основных вида. Во-первых, специальным решением субсидия может быть предоставлена из госбюджета как часть государственных расходов; субсидирование может осуществляться путем целевого использования какого-либо налога, поступления от которого за тот или иной год направляются в распоряжение местной власти. Во-вторых, государство может предоставить целевую денежную субсидию (block grant) на покрытие расходов на целый ряд услуг либо выделить дотацию специально для финансирования какого-либо конкретного вида услуг. В-третьих, субсидия может быть предоставлена или позднее, в соответствии с уже произведенными затратами, или заранее, согласно потребностям, которые определяются путем стандартных расчетов. Выделение государственных налогов для использования на местах стало применяться значительно реже в связи с финансовыми кризисами, вследствие которых правительство все чаще стремится использовать налоги по своему усмотрению. Чаще всего субсидии в виде специальных процентных отчислений предоставляются для поддержки вновь создаваемых служб; в этом случае центральная власть стремится финансировать именно данную службу и поощрить те местные власти, которые, увеличивая расходы, проявляют большую готовность к сотрудничеству. Субсидии на определенные нужды часто предоставляются в тех случаях, когда услуги какое-то время уже находились в ведении местных властей; они выдаются преимущественно для выравнивания уровней затрат на требуемые услуги в богатых и бедных районах. Теоретически целевые денежные субсидии дают местным властям большую свободу в распоряжении деньгами и в то же время позволяют центральной власти в большей мере контролировать использование общей суммы. Платежи пользователей услуг могут субсидироваться или устанавливаться на уровне рыночных цен. Субсидируется, как правило, предоставление социальных услуг, как-то: жилья и медицинского обслуживания, а рыночные цены чаще устанавливаются при оплате коммунальных услуг, таких как газ и электричество с 1980-х гг. в Европе соблюдается общая тенденция к снижению государственных расходов и стимулированию развития рыночных форм представления услуг. Это привело к сокращению субсидирования платежей пользователей услуг и росту платежей на основе рыночных цен, правда, со скидкой; это распространяется даже на услуги, специально предоставляемые беднейшим слоям населения. Местное налогообложение, субсидии и платы пользователей составляют основные статьи доходов, используемые для оплаты расходов на услуги. Капитальные вложения могут поступать из различных источников, в т.ч. с рынков частного капитала и с правительственных счетов капитального кредитования, а затем выплачиваться в течение ряда лет. Политика местных властей в отношении капитального финансирования редко оказывается нерегулируемой. В Великобритании со времен 1-й мировой войны правительство строго контролирует как цели, так и размеры запрашиваемых займов. Исторически местное налогообложение служит главным источником доходов там, где существует максимальная независимость регионов от государственных структур, есть соответствующая местная база ресурсов, а предоставляемые услуги считаются имеющими главным образом местное значение. Примеры этой модели – США и Великобритания. В Соединенным Королевстве даже уровень местного налогообложения оставался прерогативой местных властей до введения в 1984 г. ограничения налоговых ставок. Там, где идея национального государства выражена сильнее (как во Франции), местное налогообложение куда менее значимо, чем государственные субсидии, а в третьем мире отсутствие местной базы ресурсов делает местное самоуправление в высшей степени зависимым от центрального финансирования. Распространение в XX в. по всей Северной Америке и Европе властных полномочий на местах как части усиливающего государственного регулирования вызвало необходимость увеличения финансирования из центра. Это требовалось как для пополнения находившейся в тяжелом положении местной финансовой базы, так и для придания государственной значимости услугам, предоставляемым местными властями. Исходя из принципа "Кто платит, тот и заказывает музыку" многие аналитики пришли к выводу о том, что регулирование капитального финансирования и увеличение централизованного финансирования доходов неизбежно означают наблюдаемое с 1970-х гг. усиление контроля центра как над местными доходами, так и над местной политикой. Однако тезис о необходимости увеличения централизации основывается на весьма нереалистичном предположении будто центр способен контролировать политику так же, как и доходы. Тем не менее в Англии, как и других странах, тенденция к центральному финансированию, по-видимому, останется.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.