- ФИРМ ТЕОРИЯ
- ФИРМ ТЕОРИЯ
-
(firm, theory of the) Логическое обоснование необходимости существования фирмы. Экономисты не скоро поняли, что существование фирм требует своего объяснения. Теория, первоначально разработанная в 1937 г. Рональдом Коасом для объяснения причины появления этих "иерархических волдырей на здоровом теле рынка", базировалась на концепции издержек по сделкам. Любая рыночная сделка между независимыми индивидами требует времени и переговоров, чреватых издержками. Каждый раз, когда фирме удавалось организовать производство и обмен таким образом, что издержки были ниже рыночных, она, по законам конкуренции, оказывалась в выигрыше. По мере того как в сложных хитросплетениях современных экономических отношений возрастала роль такого общественного блага, как информация, возрастали и преимущества фирм среднего размера во многих секторах рынка, что приводило к их росту. Информация, раз появившись, с большой легкостью распространяется среди множества людей, не теряя своей ценности для каждого нового потребителя. Из-за ее доступности, если она, конечно, не защищена, ни у одного индивида нет побудительного мотива объявлять ее действительную ценность или расставаться с ней. Но если все откажутся платить, побудительный мотив создавать информацию исчезнет. Фирма преодолевает эту трудность, прибегая к помощи власти, чтобы обеспечить доход тем, кто приобретает право на информацию о местонахождении некоего товара, технике его переработки или о новаторской и эффективной системе доставки его на рынок.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.