ЭПИКУР


ЭПИКУР
   • Epicūrus,
         Έπίκουρος, основатель названной по его имени эпикурейской философии или школы эпикурейцев (Epicurei, Έπικούρειοι), из аттического дема Гаргетта, родился в 342 г. до Р. X., отправился с отцом своим Неоклом и другими колонистами на Самос, но 18-ти лет, в то время как Аристотель жил в Халкиде, вернулся в Афины, где продолжал изучение философии Демокрита и вращался в обществе платоников Ксенократа и Теофраста. В качестве учителя философской системы выступил он впервые в Милитене на острове Лесбос и в Лампсаке в Малой Азии и продолжал это дело в Афинах, начиная с 36 года своей жизни: он вел простой и умеренный образ жизни в купленном им саду, предаваясь научным занятиям. Похвала, высказанная относительно его Цицероном (Cic. fin. 3, 25. bonum, comem et humanum) повторяется и в других свидетельствах древности; когда он умер на 71 году жизни, его сопровождала в могилу редкая любовь и почтение его благодарных учеников. Эти последние образовали между собою критики, совершенно замкнутый союз и были такими верными приверженцами системы своего учителя, что из числа их можно назвать одного только Метродора, который пытался сделать некоторое изменение или дальнейшее развитие системы, что, впрочем, было результатом его природы и характера. Учение Э. стоит в некоторой противоположности с учение стоиков; последнее признавало одно только понятие существующим, а внешнее явление кажущимся; Э., напротив, всякую достоверность ставить в зависимость от чувственного восприятия, а это последнее основывается, по его воззрению, на ощущении; таким образом, он возобновил, в сущности, учение киренейцев (см. Aristippus, Аристипп) и обработав его более научным образом. Философия распадается у него на канонику, метафизику, физику и ифику. В первом из этих отделов разъясняет три ступени познания: ощущение αισθησις, представление πρόληψις, и мнение, δόξα. Внутренние ощущения или аффекты суть критерии внешней деятельности; аффектов два рода — удовлетворение и страдание; первое зависит от ощущающего, следовательно, положительно, второе — от внешнего влияния, следовательно, отрицательно. Но как в канонике, так и в метафизике он дает лишь скудное количество психологических истин и положений касательно познавания. Наше отношение к познаваемым предметам он представляет себе приблизительно так: с поверхности вещественных предметов идет постоянный ток, который очень тонок и потому мало заметен для ощущения, т. к. самый предмет пребывает в всегдашнем своем состоянии и не изменяется. Т. к. выделяемое поверхностью — невещественно, то оно, распространяясь необыкновенно быстро через воздух, переходит на нас таким образом, что мы его не замечаем, но все же невольно обнаруживаем наше сочувствие. Если представление не достигает этого само по себе и воспринятое нами изменяется так, что ощущение теряет отчетливость, то происходит ошибка, заблуждение. Это учение находится в связи с учением об атомах Левкиппа и Демокрита и не развивает его существенно. Атомы, по учению Э., не обладают никакими свойствами, кроме формы, веса и величины, они не изменяются, в то время как все качества подвержены изменениям. Эти последние составляют противоположность атомам — пустому. Легко понять влияние этого учения на объяснение миросоздания, его происхождения и управления; телеологические взгляды стоиков, особенно мудрость творца в плане и конечной цели миросоздания, — все это совершенно отбрасывается, и все определяется внешней, случайной группировкой атомов. Душа представляется Э. состоящей из самых тонких и круглых атомов: она еще менее вещественна нежели огонь; она есть тонкий дух, распространенный, рассеянный (παρεσπαρμένον) по всей системе тела, и от нее зависит частью теплота последнего. Наконец, в его ифике является исходной точкой принцип ощущения, по крайней мере касательно наслаждения, абсолютной удовлетворенности, между тем как стоики развивали свое учение из того же принципа, только в противоположном направлении абсолютного лишения. Он возводил поэтому, как киренейцы, ηδονή или удовольствие, чувственное довольство в принцип, руководящий действиями человека, и советовал обращать внимание на то, какая из различных форм наслаждения самая прочная и удовлетворяющая. Он домогался блаженства, счастья, доставляемого разумом; по его убеждению, предпочтительнее быть несчастным при разуме (ευλογίστως ατυχει̃ν), чем счастливым без разума (αλογίστως ευτυχει̃ν). Свобода от страха и страсти (αταραξία) и возможность не быть обремененным трудом (απονία) равносильна самым высоким удовольствиям (κατά στηματι και ήδοναί). Поэтому боги представлялись ему идеалами блаженной жизни, которые, естественно, не заботились о том, что может нарушить или смутить их блаженство, и обитают поэтому в междумировых пространствах, куда не проникают ни земные беспокойства, ни буря, ни дождь. Существо их неразрушимо (αφθαρτον), их знание несомненно ('εναργής). Хотя Э. оставил много сочинений, но они до нас не дошли, и мы знаем его систему лишь в недостаточном изображении Диогена Лаэртского, который сохранил для нас завещание Э., 3 письма и 44 нравоучительных изречения (κύριαι или 'ρηται δόξαι); найденные в Геркуланее отрывки из его главного труда (περι φύσεως; в 37 кн.) также дают мало указаний и разъяснений (изд. J. С. Orelli, Lpz., 1818). Письма по физике и метеорологии издал Schneider (Lpz., 1813). Физику Э. передал нам римлянин Лукреций в превосходном дидактическом стихотворении. Несомненное свидетельство о его ифических воззрениях дает Sen. de vit. beat. 12 и 13; одни только враги Э. изображают его сластолюбцем.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭПИКУР" в других словарях:

  • Эпикур — и основание сада ( kepos ) Сад Эпикура и его новые идеалы     Первой из эллинистических школ в хронологическом порядке была школа Эпикура, возникшая в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикур родился на Самосе в 341 г. до н.э., практиковал в Колофоне …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эпикур — Самосский Επίκουρος Дата рождения: 342 или 341 год до н. э …   Википедия

  • Эпикур —     Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дема Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метро дор в книге О знатности ). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в Сокращении по Сотиону ), и …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ЭПИКУР — (Epicures) (341/342 271/270 до н.э.) др. греч. философ, основатель эпикуреизма филос. учения, популярного в античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Учился философии у Навсифана, в 310 основал филос. школу сначала в… …   Философская энциклопедия

  • ЭПИКУР — (342 270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его… …   Энциклопедия Кольера

  • ЭПИКУР — (341 270 до н. э.) древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эпикур — Эпикур, Epikuros, 341 271 гг. до н. э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гардетос. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352 351 гг. до н. э.… …   Античные писатели

  • ЭПИКУР —     ЭПИКУР (Επίκουρος) (342/341, о. Самос 271/270 до н. э. Афины), др. греч. философ, создатель философской школы, получившей название Сад Эпикура (см. эпикуреизм).     Жизнь. Родился на о. Самос в семье афинянина, в 14 лет стал изучать философию …   Античная философия

  • ЭПИКУР — (341 270 до н.э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, основал философскую школу. В учении о природе (физике) Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но… …   Современная энциклопедия

  • Эпикур — (341 270 гг. до н.э.) древнегреческий философ. В 306 г. вместе с учениками переселился в Афины, где прожил до самой смерти и основал философскую школу Сад, просуществовавшую до начала 6 в. н.э. Философская система Эпикура включает физику (учение… …   Исторический словарь

  • Эпикур — (341 270 гг. до н.э.) философ, родился на о ве Самос Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений. Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

Другие книги по запросу «ЭПИКУР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.