"Желанье" («Отворите мне темницу»)

"Желанье" («Отворите мне темницу»)
«ЖЕЛАНЬЕ» («Отворите мне темницу»), стих. Л. (1832), одно из наиболее ярких произв. ранней лирики. Вместе с более поздними стих. «Узник», «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Соседка», «Пленный рыцарь» образует «тюремный цикл» в лермонт. лирике. В стих. соединены, сближены различные (и на первый взгляд противоречивые) «желанья», к-рые неоднократно звучат и в др. стихах Л. Три строфы стих., выражающие вместе полноту жизни, разные ее начала, позднее будут развернуты, углублены по мысли и чувству в отд. стих.: «Узнике» (стремление к воле), «Парусе» (жажда борьбы, «бури»), «Выхожу один я на дорогу» (стремление к покою). Д. Максимов отметил близость лирич. героя стих. к образу Мцыри (романтич. свободолюбие). Первые 4 стиха перенесены Л. в стих. «Узник». Черты нар. песенности в стихе (4-стопный хорей, обилие внутр. созвучий) и слоге (единоначатия, постоянные эпитеты и др.), ярко выраженное муз. начало определили интерес мн. композиторов к «Желанью». Особенно популярен романс А. Г. Рубинштейна. В искаженном виде строки из стих. вошли в тюремную песню (см. Максимов С., Сибирь и каторга, ч. 1, СПБ, 1891, с. 367—68). Стих. иллюстрировали: С. В. Иванов, В. М. Конашевич, В. Д. Поленов. Существует неск. редакций стих. Очевидно, самая ранняя из них — автограф в альбоме А. М. Верещагиной (б-ка Колумбийского ун-та, США; фотокопия — ИРЛИ, оп. 2, № 40, л. 9). Строки 5—8 здесь имеют руссоистский оттенок: лирич. герой хотел бы в «дикой степи» сбросить с себя «образованности цепи». В автографе 2-й ред. (ИРЛИ, тетр. ХХ) те же строки подчеркивают свободолюбие героя: «Чтоб я с ней по синю полю / Ускакал на том коне. / Дайте волю — волю — волю — / И не надо счастья мне». Последняя ред. стих. сохранилась в копии — ИРЛИ, тетр. XV. Др. копия (рукою С. А. Раевского) — ГИМ, ф. 445, № 227 а (тетр. Чертковской б-ки), л. 42. Впервые — «ОЗ», 1841, т. ХІХ, № 11, отд. III, с. 1—2. Датируется по положению автографа в тетр. ХХ.
Лит.: Дурылин (1), с. 33—35; Виноградов В., с. 291; Азадовский (1), с. 251—52; Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1, Л., 1957, с. 109; Максимов (2), с. 207, 208; Пейсахович (1), с. 479—80; Архипов, с. 157—59; Коровин (4), с. 43—44; Найдич (8), с. 124—125; Удодов (2), с. 79, 140, 166, 584; Голованова (4), с. 19—20; Вацуро (5), с. 224—25.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое ""Желанье" («Отворите мне темницу»)" в других словарях:

  • "Отворите мне темницу" — «ОТВОРИТЕ МНЕ ТЕМНИЦУ» (1832), см. Желанье . Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э …   Лермонтовская энциклопедия

  • Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… …   Лермонтовская энциклопедия

  • "Узник" — «УЗНИК», стих. Л. (1837), относящееся к условно выделяемому в его зрелой лирике «тюремному циклу» (см. Циклы). По свидетельству А. П. Шан Гирея, Узник записан на клочке оберточной бумаги в то время, когда Л. находился под арестом за стих. Смерть… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Жанры поэзии Лермонтова — ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • "Отечественные записки" — «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» (1839 84), журнал, первоначально сборник (1818 I ч., 1819 II ч.), основанный в Петербурге П. П. Свиньиным и в 1820 30 издававшийся им ежемесячно. В 1839 «ОЗ» были возобновлены А.А. Краевским, издавались ежемесячно (в 1865… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Бронзарт Ингеборг фон — БРОНЗАРТ (Bronsart) Ингеборг фон (урожденная Штарк, Starck) (1840 1913), нем. пианистка и композитор, ученица Ф. Листа. В 1850 60 жила в России. Один из ее вокальных циклов (изд. СПБ, 1869) написан на стихи Л. В него входят романсы: «Звезда»… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Верещагины — ВЕРЕЩАГИНЫ, мать и дочь, родственницы Л. со стороны Е.А.Арсеньевой. В их доме в Москве, на Молчановке, собиралась молодежь, любившая поэзию и музыку. Л., к рый жил по соседству, бывал здесь ежедневно. В летние месяцы 1829 32, живя в Середникове,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Рубинштейн Антон Григорьевич — (1829 94), рус. пианист и композитор. Значит. место в его творчестве занимали произв. на лермонт. темы: оперы «Месть» (1852; по мотивам поэмы Л. «Хаджи Абрек»), «Демон» (1871; клавир, СПБ, 1876) и «Купец Калашников» (1877 79; клавир, М., 1879).… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Шиловская Мария Васильевна — ШИЛОВСКАЯ (по второму браку Бегичева; урожд. Вердеревская) Мария Васильевна (1825 79), певица и композитор любительница, ученица А. С. Даргомыжского. Лирика Л. нашла отражение в вокальном творчестве Ш. В 1851 впервые с успехом исполнила романс А …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»