"Сосед" («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»)

"Сосед" («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»)
«СОСЕД» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), стих. Л. (1837). Мотивы и образы стих. навеяны впечатлениями ареста, к-рому был подвергнут автор «Смерти поэта». По своему типу, так же как и стих. «Узник», с к-рым «Соседа» связывают общность темы, худож. детали, время и условия написания, стих. относится к т. н. тюремному циклу (см. Циклы). Тема тюрьмы была достаточно распространенной в 20—30-х гг. в рус. поэзии, особенно у декабристов. Отмеченная В. Г. Белинским «музыкальность» стих. (IV, 531) реализована в самом звучании 6-строчных строф, в к-рых каждые две строки, написанные 5-стопным ямбом с мужскими окончаниями, завершаются третьей строкой, написанной 4-стопным ямбом с женским окончанием. Рифмуясь попарно, 1—2-я и 4—5-я строки «замыкаются» мелодичной рифмой 3-й и 6-й строк (aabccb). Такое типичное для песни построение тонко соответствует содержанию стих., «сюжетным» центром к-рого является песня, поющаяся «в мрачной тишине» тюрьмы соседом поэта, его «товарищем» «случайным». Пение одного человека и его восприятие другим создают таинств. отношения между двумя людьми, разлученными «навеки» стеной теперь, а после — «тайной» и тем не менее в каком-то ином, не бытовом плане навсегда связанными случайно возникшим союзом душ. Гармонич. разрешение поэтич. темы происходит во взаимоотражающихся образах двух последних строф (опорных образах всего стих.): «...звуки чередой, / Как слезы, тихо льются, льются», а у слушающего — «...слезы из очей, / Как звуки, друг за другом льются». Об истории создания «Соседа» рассказал в своих воспоминаниях А. П. Шан-Гирей: «Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес», в т.ч. и «Соседа» (в кн.: Воспоминания). Д. Максимов рассматривал стих. в соотношении с «Соседом» (1830—31) и «Соседкой» (1840), составляющих, по выражению исследователя, своеобразную «трилогию о соседе». Иллюстрировал стих. С. В. Иванов. На музыку положили Н. Н. Мясоедов, И. Я. Помазанский. Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, тетр. XV. Впервые — «Стихотворения» Л., 1840. Датируется февр. 1837 по «Стихотворениям» и воспоминаниям Шан-Гирея.
Лит.: Бем, с. 286—87; Эйхенбаум (5), с. 185—86; Пумпянский, с. 416; Федоров (1), с. 197; Эйгес 2), с. 516—18; Шувалов (4), с. 295; Максимов (2), с. 144—47; Пейсахович (1), с. 462; Коровин (4), с. 75—76; Удодов (2), с. 182—85.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое ""Сосед" («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»)" в других словарях:

  • "Кто б ни был ты, печальный мой сосед" — «КТО Б НИ БЫЛ ТЫ, ПЕЧАЛЬНЫЙ МОЙ СОСЕД», см. Сосед . Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро …   Лермонтовская энциклопедия

  • Этический идеал Лермонтова — ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… …   Лермонтовская энциклопедия

  • разлучить — B/A гл см. Приложение II разлучу/(сь) разлучи/шь(ся) разлуча/т(ся) разлучённый A/B пр; 245, 254 см. Приложение II разлучён …   Словарь ударений русского языка

  • разлучиться — B/A гл см. Приложение II разлучу/(сь) разлучи/шь(ся) разлуча/т(ся) разлучённый A/B пр; 245, 254 см. Приложение II разлучён …   Словарь ударений русского языка

  • ни — 1) частица и союз. 1. усилительная частица. Употребляется в отрицательных предложениях перед существительным со словом „один“ (которое может опускаться во всех падежах, кроме именительного) для указания на полное отсутствие чего л. или для… …   Малый академический словарь

  • НИ — 1. НИ1 (без удар.), частица. 1. Усилительная в отриц. предложениях. употр. перед существительным со словом один , которое может опускаться во всех падежах, кроме именительного. Ни один мускул лица его не дрогнул. Ни одна книга не потеряна. Ни… …   Толковый словарь Ушакова

  • НИ — 1. НИ1 (без удар.), частица. 1. Усилительная в отриц. предложениях. употр. перед существительным со словом один , которое может опускаться во всех падежах, кроме именительного. Ни один мускул лица его не дрогнул. Ни одна книга не потеряна. Ни… …   Толковый словарь Ушакова

  • "Соседка" — «СОСЕДКА», стих. Л. (1840), входит в т. н. тюремный цикл (см. Циклы), развивая намеченный в «Узнике» мотив заточения героя в темнице. В стих. раскрыта одна из гл. тем лермонт. поэзии «тоска по воле», непреодолимое стремление к ней и невозможность …   Лермонтовская энциклопедия

  • "Желанье" («Отворите мне темницу») — «ЖЕЛАНЬЕ» («Отворите мне темницу»), стих. Л. (1832), одно из наиболее ярких произв. ранней лирики. Вместе с более поздними стих. «Узник», «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Соседка», «Пленный рыцарь» образует «тюремный цикл» в… …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»