"Поэт" («Когда Рафаэль вдохновенный»)


"Поэт" («Когда Рафаэль вдохновенный»)
«ПОЭТ» («Когда Рафаэль вдохновенный»), стих. Л. (1828) периода лит. ученичества, отражающее как общераспространенные мотивы романтич. лирики, так и специфич. интересы лит. среды Пансиона. Основой его является легендарная биография Рафаэля, популярная в нем. романтич. эстетике (Ф. Шеллинг) и в рус. лит-ре (В. К. Кюхельбекер, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, С. П. Шевырев). Непосредств. источником Л. послужила, видимо, новелла «Видение Рафаэля» в кн. В. Г. Вакенродера и Л. Тика «Об искусстве и художниках» (рус. пер. 1826). Согласно новелле, Рафаэль пытался воспроизвести на полотне преследовавший его образ мадонны, но образ исчезал, и художник сумел написать картину лишь в состоянии религ. экстаза, когда перед ним воочию явилась богородица. Эта легенда отразилась и в др. стихах пансионских поэтов («Видение Рафаэля», 1829, Н. Колачевского, позднее «Поэт», 1849, И. Грузинова). Разрабатывая сюжет, Л. остался нечувствительным к эстетич. концепциям своего ближайшего лит. круга; центром стих. оказывается не Рафаэль, а поэт, посвящающий стихи «кумирам своей души», т.е. возлюбленным; его осн. атрибут — вдохновение, т.е. способность полного самораскрытия в творч. акте. Идея божеств. откровения юным Л. не воспринята; легенда сохранилась лишь в виде отд. мотивов (истощение сил поэта с утратой «небесного огня» и др.). Интерпретация образа поэта близка к той, к-рая укрепилась в массовой романтич. лирике 20-х гг., варьировавшей и упрощавшей, в частности, концепцию пушкинского «Поэта» («Пока не требует поэта», 1827). По-видимому, к поэзии «любомудров» восходят нек-рые особенности формы стих. Л., напр. двухчастная композиция, содержащая параллель — уподобление (ср. лирику Д. В. Веневитинова, позднее Ф. И. Тютчева). Автограф — ГПБ, собр. рукописей Л., № 28 (в письме Л. к М. А. Шан-Гирей от дек. 1828); более ранний автограф 2-й пол. стих. — ИРЛИ, тетр. II. Впервые — «РС», 1872, № 2, с. 294.
Лит.: [Вакенродер В. Г.], Об иск-ве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком, с послесл. и прим. П. Н. Сакулина, [пер. с нем.], М., 1914; Бродский (5), с. 145; Левит, с. 238; Иванов Т. (2), с. 86—88; Вацуро (1), с. 51—55.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Смотреть что такое ""Поэт" («Когда Рафаэль вдохновенный»)" в других словарях:

  • "Когда Рафаэль вдохновенный" — «КОГДА РАФАЭЛЬ ВДОХНОВЕННЫЙ», см. Поэт . Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э.,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Шевырёв Степан Петрович — (1806 64), рус. поэт, критик, историк и теоретик лит ры, участник журналов «Московский вестник» (1827 30), «Московский наблюдатель» (1835 37), «Москвитянин» (1841 45); осн. теоретик «любомудров», в поздние годы деятель правого крыла… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Мельгунов Николай Александрович — (1804 67), рус. прозаик, критик. В 1826 совм. с С. П. Шевыревым и В. П. Титовым опубл. пер. книги Л. Тика «Об искусстве и художниках», к рую, по видимому, знал Л. [см. «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»)]. В сер. 30 х гг. М. жил в Германии,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • "Московский вестник" — «МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК» (1827 30), лит. филос. журнал «любомудров» рус. литераторов (Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский и др.), входивших в 1823 25 в «Общество любомудрия» и объединенных интересом к новейшей идеалистич. нем.… …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.