- оно было передано большим количеством передатчиков, что исключало бы возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации;
- оно должно касаться такой проблемы, которую можно постичь разумом или чувствами (слухом и зрением).
Все сообщения, которые удовлетворяют вышеназванным условиям, считаются неоспоримым фактом. Те из них, который касаются непосредственно действий и речей пророка Мухаммада называются хадисами-мутаватир. Хадисы мутаватир являются важнейшими источниками вероучения и права в Исламе. Хадисы-мутаватир должны удовлетворять требованиям, предъявляемые к хабарам-мутаватир. Кроме того, для этих хадисов вводятся и дополнительные требования:
- Они должны быть известных из многих цепей передатчиков. Точного нижнего предела количества передатчиков нет. Их может быть 4, 5, 10 и выше;
- Количество передатчиков этих хадисов не должно сокращаться;
- Первые передатчики этих хадисов должны были своими глазами и ушами видеть или слышать то или иное действие или речи пророка Мухаммада. Причем описываемое событие должно быть из разряда возможного, осязаемого.
Если хадисы-мутаватир, переданные многочисленными передатчиками совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи. Таких хадисов немного. Если же по какой-то проблеме имеются многочисленные сообщения, в которых совпадает их общий смысл, то их называют мутаватир аль-манави. Например, имеются многочисленные хадисы о совершении пророком Мухаммадом ежедневного пятикратного намаза, поста, хаджа, выплаты им закята. Все смыслы хадисов-мутаватир являются обязательными для исполнения и составляют вероучительную основу религии. Их игнорирование выводит человека из Ислама. Большую работу по собранию, описанию и классификации хадисов-мутаватир проделал Джалал-ад-Дин ас-Суюти (ум. в 911/1505) в своем труде «Аль-Азхар аль-Мутанасира фи-ль-Ахбар аль-Мутаватира». (См. также Хадис).