Знания бывают неопосредованными и опосредованными. Неопосредованные знания даются человеку Аллахом с момента его рождения путем умозрительного постижения окружающего мира. Опосредованные же знания могут быть получены путем умственного труда, специального изучения различных наук, проблем. Полученные человеком знания разделяются на шариатские (т.е. религиозные) и нешариатские (светские).
В Исламе знания могут приобретаться тремя путями:
1. Органами чувств, посредством которых познается окружающий мир;
2. Различными сообщениями, которые передаются другими людьми или средствами (См. Хабар аль-Мутаватир и Хабар аль-Ахад);
3. Разумом, аналитическим мышлением, которому в Исламе придается большое значение. При этом различаются исходные положения, принимаемые без доказательств и лежащие в основе доказательств истинности других положений. Такие знания называются бедихи (аксиомами). Если же знание было получено в результате исследования, на доказательной основе, то оно называется истидлал.
Приобретение необходимых знаний по религии, в Исламе является необходимым качеством (фард) всех верующих, так как они должны различать дозволенное от запретного, хорошее от плохого. В одном из хадисов пророк Мухаммад сказал: «Изучение ильма является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Ибн Маджа, Мукаддима, 17). Что же касается остальных наук, то их изучение также является необходимостью (фард аль-кифая), но не для всех мусульман, а только для той части из них, которая профессионально занимается светскими науками.
В Исламе основой любой несправедливости, и даже безбожия и язычества является невежество и безграмотность. Тот, кто изучал и понял зло, которое исходит от неверия, никогда неверным не станет. Согласно Корану, грамотные люди и невежды не равны перед Аллахом: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (39: 9).
По причине того, что Ислам высоко ценит образованность, в мусульманском обществе всегда уважали ученых. Знатоков религиозных наук обладающие познаниями в различных областях исламского вероучения и права называют улама (или улемами). Улемы занимаются наукой бескорыстно, не преследуя никакие другие цели (материальные или карьеристские), помимо укрепления шариата и основ Ислама.
Ученые обязаны добросовестно относиться к изучению различных наук, не заниматься наукой только ради карьеры, материальной прибыли. Ученые также должны быть скромными людьми, а не горделиво кичиться тем, что они много знают. Псевдоученых, которые занимаются не столько наукой, сколько показухой, называют улама аш-шу. Главная цель ученых должна заключаться в том, чтобы довести приобретенные знания до народа, применить их во благо и ради процветания своих стран. Полученные знания нельзя скрывать, их необходимо передать их своим ученикам.
В Исламе существует много религиозных наук. Некоторыми из них являются:
- Ильм аль-адаб - наука о правилах приличия, воспитанности, хороших манерах;
- Ильм аль-калам - калам, философская наука о сущности и атрибутах Аллаха, проблемах метафизического и эсхатологического характера (См. Калам);
- Ильм аль-таджвид - наука о правилах правильного чтения Корана;
- Ильм ат-тафсир - наука о толковании Корана (См. Тафсир);
- Ильм аль-хадис - хадисоведение, наука о хадисах и их классификации (См. Хадис);
Краткие сборники вероучительных, правовых и этических положений исламской религии называются «ильмихалами». Эти сборники предназначены для самого широкого круга верующих мусульман, которые на их основе следуют предписаниям религии.