- Рибера Хусепе де
X. Рибера.
"Св. Иероним, внимающий звуку трубы".
1626.
Эрмитаж. Ленинград.Рибе́ра Хусепе де (Ribera; прозвище Спаньолетто, Spagnoletto «Маленький испанец») (15911652), испанский живописец и гравёр. Крупнейший представитель испанского реалистического искусства XVII в. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. В 1613 уехал в Италию, в 161618 работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. В начале творчества испытал влияние Караваджо. После возвращения в Испанию продолжил реалистические искания Ф. Рибальты и Ф. Эрреры Старшего. Для раннего творчества Риберы (в том числе для офортов, 162030-е гг.) характерны резкие контрасты света и тени, драматические сцены мученичества, в которых воплощается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованные как образы представителей социальных низов («Демокрит», 1630, Прадо). Подчёркнутая правдивость и материальная осязаемость изображений сочетаются в них с возвышенным художественным обобщением. С середины 1630-х гг. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям; светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль). Глубокой человечностью отмечены произведения Риберы 1640-х гг.: «Св. Инесса» (1641, Картинная галерея, Дрезден), в образе которой воплощено представление о целомудренно-чистой, светлой и трогательной юности, и «Хромоножка» (1642, Лувр), поразительная по своей неприкрашенной правдивости фигура мальчика-калеки, написанная с почти торжественной монументальностью.
Лит.: Знамеровская Т. П., X. Рибера, 3 изд., М., 1982; Brown J., J. de Ribera: prints and drawings. [Catalogue], Princeton, 1973.
Х. Рибера.
"Святая Инесса".
1641.
Картинная галерея. Дрезден.
.