- Рогир ван дер Вейден
Рогир ван дер Вейден.
"Евангелист Лука, рисующий мадонну".
Эрмитаж. Ленинград.Ро́гир ван дер Ве́йден (Rogier van der Weyden; Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 1464), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. В 1450 совершил путешествие в Италию. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена). Для творчества Рогира ван дер Вейдена характерна своеобразная переработка художественных приёмов Я. ван Эйка. В своих религиозных композициях, персонажи которых изображены в интерьерах с открывающимися видами на природу или же на условных фонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки. Отказываясь от художественного универсализма Я. ван Эйка, он концентрирует главное внимание на внутреннем мире человека, его переживаниях и душевном строе. Произведениям Рогира ван дер Вейдена, сохраняющим позднеготические элементы, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность и утончённость колорита, некоторая удлинённость пропорций фигур («Распятие», Музей истории искусств, Вена; «Снятие со креста», Прадо; «Св. Лука, рисующий мадонну», ГЭ и Музей изящных искусств, Бостон). Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаются лаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели («Портрет женщины», Картинная галерея, Берлин-Далем; «Франческо дЭсте», Метрополитен-музей), выразительностью образов.
Лит.: Никулин Н. Н., Рогир фан дер Вейден. «Лука, рисующий мадонну», М.Л., 1964, Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века, М., 1972; Panofsky E., Early Netherlandish painting , v. 12, Camb. (Mass.), 1953; Davies M., Rogier van der Weyden, Brux., 1973.
.