- Матвеев
- Матве́ев1.
Александр Терентьевич (1878, Саратов – 1960, Москва), русский скульптор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899–1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1901—05 гг. работал мастером-лепщиком в керамической мастерской в Абрамцево. В 1906 г. получил стипендию им. Е. Д. Поленовой и совершил поездку в Париж для совершенствования мастерства. Член художественного объединения «Мир искусства» (с 1912 г.).
В ранних работах ощутимы черты импрессионизма («Портрет В. Э. Борисова-Мусатова», 1910). В 1907 г. принял участие в выставке символистов «Голубая роза». В эти годы Матвеева увлекала передача состояний на грани сна и бодрствования, которые олицетворяли борьбу духа с косностью материи (надгробие В. Э. Борисова-Мусатова, 1910, установленное на могиле художника в Тарусе). В 1907—11 гг. участвовал в украшении имения Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (ныне посёлок Жуковка), в Крыму, совместно с П. В. Кузнецовым и П. С. Уткиным. Созданные Матвеевым рельефы и статуи представляют выдающийся образец парковой скульптуры нач. 20 в. Другая тенденция творчества скульптора связана с интересом к примитиву, с упрощением и заострением форм («Портрет каменотёса И. Семёнова», «Садовник», оба – 1912).
После Октябрьской революции (1917) участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создал памятник К. Марксу, установленный в 1918 г. перед зданием Смольного института в Санкт-Петербурге (не сохранился). Среди наиболее значительных работ советского периода – монументальная группа «Октябрь» (1927), «Автопортрет» (1939), «А. С. Пушкин» (1938—40). В течение 30 лет (1918—48) занимался преподаванием, выработав собственную систему. Среди лучших ленинградских учеников скульптора, составивших матвеевскую школу, – Б. Е. Каплянский, М. А. Вайнман, М. М. Харламова.
2.
Андрей Матвеевич (1701 или 1702–1739, Санкт-Петербург), русский живописец; портретист, декоратор, иконописец, автор аллегорических композиций. О ранних годах жизни Матвеева известно мало. В 1716 г. по приказу Петра I отправился для обучения искусству живописи в Голландию. В 1717—23 гг. учился в Амстердаме у А. Боонена, затем переехал в Антверпен, где поступил в Академию изящных искусств. Во время учёбы за границей ежегодно посылал в Санкт-Петербург свои работы, среди которых известна «Аллегория живописи» (1725).
А. М. Матвеев. «Автопортрет с женой». 1729 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Фрагмент
Матвеев вернулся в Россию в 1727 г., уже после смерти Петра I. Тогда же был принят в штат «Канцелярии от строений». Стал первым русским мастером, возглавившим живописную команду Канцелярии (1731—39); руководил всеми монументально-декоративными работами в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Расписал стены Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, создал образа для церкви Св. Симеона и Анны на Моховой улице в Москве. Матвеев был незаурядным, широко образованным человеком. Он был близко знаком с писателем, церковным и общественным деятелем Феофаном Прокоповичем – одной из самых ярких фигур Петровской эпохи.
Мастерски владея приёмами западноевропейской живописи, Матвеев выражает в своих портретах национальные духовные идеалы. Созданные им портретные образы отличаются тонким психологизмом, лиричностью, теплотой и задушевностью (парные портреты И. А. и А. П. Голицыных, 1728). «Автопортрет с женой» (1729) – исключительное явление для русского искусства 18 в. Это один из первых интимных портретов и первое в отечественной живописи автопортретное изображение. Грациозным движениям, трепетным прикосновениям рук молодых, упоённых счастьем супругов созвучны нежные, словно окутывающие фигуры лёгким облаком, краски и тающие контуры, предвосхищающие живописные приёмы Ф. С. Рокотова.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.