- ПРОТИВ МЕТОДА
- ПРОТИВ МЕТОДА
-
— главная работа П. Фейерабенда (1975, рус. пер. в 1986). Она знаменует собой радикальную переориентацию в направлении смены методологических предпосылок и расширения горизонта философствования. Ей предшествовали статьи с показательными названиями «Об улучшении наук и искусств и возможном тождестве обоих» (1967), «Театр как инструмент критики идеологий» (1967), «Очерк плюралистической теории познания и действия» (1968), «Философия науки — феномен с великим прошлым» (1970). В 1970 выходит статья Фейерабенда «Против метода», послужившая основой для последующей одноименной книги. Подзаголовок последней — «Очерк анархистской теории познания» — говорит о стремлении автора дать представление о новых принципах философии науки.
Анархистский взгляд, по существу, включает историю науки в историю культуры и предполагает, что познание осуществляется стихийно, в хаотичном переплетении всех форм сознания и деятельности. Реконструируя галилеевское обоснование коперниканской картины мира, Фейерабенд полемически выделяет в качестве единственной универсальной нормы познания принцип «все дозволено» (anything goes). Последний означает, что ученые вправе использовать любые методы и процедуры, теории и подходы, которые им представляются удобными. Из него вытекают два следствия: во-первых, необходимо постоянно изобретать новые методы, поскольку ни один из них не является универсальным и безошибочным; во-вторых, нельзя достичь успеха, если время от времени не принимать один из методов и не придерживаться его, несмотря на его несовершенство. Это принципы пролиферации и упорства. Фейерабенд пересматривает традиционные методологические процедуры типа верификации или фальсификации, отстаивает значение психологического убеждения и политического вмешательства в науку как средств обеспечения прогресса познания. Каждая фундаментальная теория, с его т.зр., представляет собой замкнутый мир, выражающий мнение группы ученных, и потому для ее критики и опровержения недостаточно чисто научных средств. Эта «иррациональность» науки не позволяет считать ее некоторой образцовой и приоритетной формой знания по сравнению с мифом или магией. Обосновывая свою позицию, Фейерабенд блестяще использует свои обширные знания по истории науки и культуры. Написанная в прекрасном литературном стиле, ироничным и образным языком, книга вызвала большой резонанс, но одновременно и жесткую критику со стороны коллег — Дж. Агасси, А. Масгрейва, С.Э. Тулмина, Р. Харре, М. Хессе, Л. Лаудана и др.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.