- КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, А БОГ ПРОТИВ ВСЕХ
-
«КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, А БОГ ПРОТИВ ВСЕХ» (Jeder fur sich und Gott gegen alle) ФРГ, 1974, 110 мин.
Философская историческая драма.
Этот фильм — как бы перевернутый вариант картины «Агирре, гнев Божий» : «дикарь» попадает в цивилизованное общество. Но обоих героев режиссера Вернера Херцога роднит трагическое одиночество — они заброшены в чуждый им мир. Каспар Хаузер — «загадка 19 века» (в некоторых странах лента шла под названием «Загадка Каспара Хаузера»), дикий человек, неизвестно как оказавшийся на городской площади в Нюрнберге в 1828 году, ничего не помнящий о своем происхождении, не приспособленный к жизни.
Существовали различные, порой взаимоисключающие версии о Каспаре Хаузере. А Херцога не очень интересует вопрос: откуда взялся этот странный субъект? Режиссер придумывает пролог о бедном старике, который пытался воспитать найденыша вдали от людей, в замкнутой каморке, обращался с ним жестоко как со зверем, заключенным в клетку. А в финале старик зверски убивает своего бывшего узника, к тому времени уже изумившего всех интеллектуалов неожиданными успехами в образовании и культуре.
Бог дал — Бог взял. Так можно было бы трактовать несчастную судьбу найденыша, испытавшего на себе два метода воспитания. Но зло и, так называемое, добро местных дворян и ученых, взявшихся за превращение «дикаря» в цивилизованного человека, по мысли постановщика, почти ничем не отличаются. Для аристократов загадка «сына принца» или «брата Наполеона» — очередное развлечение, дешевая сенсация. Для глубокомысленных «отцов науки» Каспар — лишь объект изучения, подопытная мышь в экспериментах. А он сам находит общий язык и взаимопонимание только с детьми, еще не успевшими избавиться от естественности и непосредственности. Вспоминая же первый кадр фильма с утренним, окутанным слабым туманом пейзажем Южной Германии, можно сказать, что Хаузер явился из самой природы, был вычленен из нее, предстал как типичный «естественный человек» Руссо. А попав в цивилизованный мир, он неминуемо должен был погибнуть, утратив связь с природой, которая его питает, лишившись личной свободы после подчинения законам общества.
Но все дело в том, что «дикарь» в трактовке Вернера Херцога не противится цивилизации, хочет все узнать, всему научиться. Изначальный талант позволяет стать равным среди людей, поразить своими способностями. Он — сам за себя. Это — первая часть соломоновой формулы. Бог же — не за всех, а против. Странная судьба Каспара Хаузера метафорически характеризует жизнь тех людей, с которыми он общался. «Естественный человек» погибает не в обществе вообще, а в данном государстве, в котором, несмотря на расцвет наук и искусств (Гегель, Гёте и немецкие романтики), действует принцип «каждый за себя, а Бог против всех». Режиссер высмеивает радость филистеров, увидевших разгадку феномена непохожего на других человека: по результатам вскрытия его мозга выяснилось, что более развито полушарие, отвечающее за интуитивное мышление. Поэтому важнее для понимания ленты рассказанный Каспаром сон-притча о слепом, который вывел караван из пустыни. Мир, живущий только по законам разума и целесообразности, лишенный интуитивной сути, человеческого прозрения, ложен и ущербен. «Каждый за себя, как Бог за всех» — наверно, так можно толковать тот третий путь, по которому должно, по мысли Херцога, развиваться человечество. Его картина получила специальную премию жюри и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Канне в 1975 году.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Бруно С., Вальтер Ладенгаст, Бригитте Мира, Ханс Музауз.
Режиссер Вернер Херцог (см. ХЕРЦОГ Вернер).
Большая специальная премия Каннского кинофестиваля за 1975 год
Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля за 1975 год
Энциклопедия кино. 2010.