«О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ»

«О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ»
«О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ»
(De la causa, principio et uno, 1584) – одно из наиболее важных произведений Дж.Бруно. Делится на пять диалогов, предваряется стихами «К своему духу», «К времени», «О любви», «Единое, начало и причина...».
    1-й диалог представляет собой полемику с теми , кто после выхода в свет диалога Бруно «Пир на пепле» обвиняли его в цинизме в отношении философии и неуважении к Англии, стране, которая стала его приютом во время европейских скитаний. Отводя эти обвинения, Бруно разоблачает тогдашнюю схоластическую ученость и отстаивает свое право на критику нравов и обычаев любой страны, включая свою родину.
    Во 2-м диалоге (где рупором идей автора является Теофил) проводится различие между причиной и началом: напр., точка есть начало, но не причина линии; мгновение есть начало, а не причина движения: «Начало – более общее выражение, чем причина» (Бруно. Диалоги. М., 1949, с. 202). Начало есть то, «что внутренним образом содействует устроению вещи» (т. е собственно внутренняя причина), а причина в более внешнем смысле – то, что «содействует произведению вещи внешним образом и имеет бытие вне состава» (т.е. совпадает с действующей и целевой причинами). Это преобразование учения Аристотеля о материальной, формальной, действующей и конечной причинах осуществляется в духе неоплатонизма. «...Всеобщая физическая действующая причина – это всеобщий ум, который является первой и главной способностью души мира, каковая есть всеобщая форма мира» (там же). Бруно называет этот «всеобщий ум» «внутренним художником, потому что (он) формирует материю и форму изнутри...» (там же, с. 204). Благодаря этой форме, проникающей в материю, все главные части мира одушевлены: сколь бы незначительной и малейшей ни была бы вещь, «она имеет в себе части духовной субстанции» (с. 211). Именно в этом смысле душа мира трактуется как «формальное образующее начало вселенной и всего, что в ней содержится»; «духовная субстанция не менее существенна, чем материальная» (с. 213). 3-й диалог разъясняет понятие формы (уподобляя действия ремесленника, художника «действию» природы, из одной-единственной материи «производящей» различные формообразования) и едко высмеивает «субстанциальные формы», измышленные в Средние века «метафизиками в рясах» (человечность, бычность, лошадность и т.п.). Главный тезис Бруно: «имеется интеллект, дающий бытие всякой вещи, названный пифагорейцами и Тимеем подателем форм; душа – формальное начало, создающая в себе и формирующая всякую вещь, названная ими же источником форм; материя, из которой делается и формируется всякая вещь, названная всеми приемником форм» (с. 235). Первое, т.е. божественное, начало Вселенной таково, что в нем уже не различаются материя и форма; оно есть абсолютная возможность и действительность (с. 247).
    В 4-м и 5-м диалогах анализируются: материя в естественных и искусственных вещах; единство Вселенной. Вселенная, согласно Бруно, «едина, бесконечна, неподвижна»; она «не рождается и не уничтожается; в своем бытии она заключает в себе все противоположности в единстве и согласии» (с. 273); «кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения» (с. 291); единое бытие – это сущее, субстанция и сущность; единое одновременно является «многомодусным, многоформенным и многофигурным» (с. 277); все вещи находятся во Вселенной и Вселенная во всех вещах; «так все сходится в совершенном единстве»; единство «единично и устойчиво; оно всегда пребывает; это единое вечно» (с. 278). Диалог заканчивается словами Теофила: «Да будет возвеличена всеми живущими бесконечная, простейшая, единственная, высочайшая и абсолютнейшая причина, начало и единое» (с. 293). Русский перевод М.А.Дынника (1934, 1949).
    <<Н.В.Мотрошилова
>>

    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "«О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ»" в других словарях:

  • “О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ” —     “О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ” (De la causa, principio et υπό, 1584) одно из наиболее важных произведений Дж. Бруно. Делится на пять диалогов, предваряется стихами “К своему духу”, “К времени”, “О любви”, “Единое, начало и причина...”.     1 й… …   Философская энциклопедия

  • "О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ" — (1584) – гл. филос. соч. Бруно. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • БРУНО — (Bruno) Джордано Филиппо (1548 1600) ит. философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и… …   Философская энциклопедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия

  • ВСЕЕДИНСТВО — религиозно философский, мифологический и художественно поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге,… …   Православная энциклопедия

  • Космология Джордано Бруно — Космология Джордано Бруно  один из ключевых компонентов учения выдающегося итальянского философа эпохи Возрождения Джордано Бруно (наст. имя: Филиппо, прозвище  Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя  17 февраля 1600, Рим)[K 1].… …   Википедия

  • Бруно Джордано — (Bruno) (1548 1600), итальянский философ пантеист и поэт. Обвинён в ереси и сожжён инквизицией в Риме. В гилозоистической (см. Гилозоизм) натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, неоплатонические понятия о едином… …   Энциклопедический словарь

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия

  • История развития представлений о Вселенной — С ранних времен человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звезд , а в Китае идеи гармонии… …   Википедия

  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу ««О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ»» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»