- “О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ”
- “О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ”
-
“О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ” (De la causa, principio et υπό, 1584) — одно из наиболее важных произведений Дж. Бруно. Делится на пять диалогов, предваряется стихами “К своему духу”, “К времени”, “О любви”, “Единое, начало и причина...”.1-й диалог представляет собой полемику с теми , кто после выхода в свет диалога Бруно “Пир на пепле” обвиняли его в цинизме в отношении философии и неуважении к Англии, стране, которая стала его приютом во время европейских скитаний. Отводя эти обвинения, Бруно разоблачает тогдашнюю схоластическую ученость и отстаивает свое право на критику нравов и обычаев любой страны, включая свою родину.Во 2-м диалоге (где рупором идей автора является Теофил) проводится различие между причиной и началом: напр., точка есть начало, но не причина линии; мгновение есть начало, а не причина движения: “Начало — более общее выражение, чем причина” (Бруно. Диалоги. М., 1949, с. 202). Начало есть то, “что внутренним образом содействует устроению вещи” (т. е собственно внутренняя причина), а причина в более внешнем смысле — то, что “содействует произведению вещи внешним образом и имеет бытие вне состава” (т. е. совпадает с действующей и целевой причинами). Это преобразование учения Аристотеля о материальной, формальной, действующей и конечной причинах осуществляется в духе неоплатонизма. “...Всеобщая физическая действующая причина — это всеобщий ум, который является первой и главной способностью души мира, каковая есть всеобщая форма мира” (там же). Бруно называет этот “всеобщий ум” “внутренним художником, потому что (он) формирует материю и форму изнутри...” (там же, с. 204). Благодаря этой форме, проникающей в материю, все главные части мира одушевлены: сколь бы незначительной и малейшей ни была бы вещь, “она имеет в себе части духовной субстанции” (с. 211). Именно в этом смысле душа мира трактуется как “формальное образующее начало вселенной и всего, что в ней содержится”; “духовная субстанция не менее существенна, чем материальная” (с. 213). 3-й диалог разъясняет понятие формы (уподобляя действия ремесленника, художника “действию” природы, из однойединственной материи “производящей” различные формообразования) и едко высмеивает “субстанциальные формы”, измышленные в Средние века “метафизиками в рясах” (человечность, бычность, лошадность и т. п.). Главный тезис Бруно: “имеется интеллект, дающий бытие всякой вещи, названный пифагорейцами и Тимеем подателем форм; душа — формальное начало, создающая в себе и формирующая всякую вещь, названная ими же источником форм; материя, из которой делается и формируется всякая вещь, названная всеми приемником форм” (с. 235). Первое, т. е. божественное, начало Вселенной таково, что в нем уже не различаются материя и форма; оно есть абсолютная возможность и действительность (с.247).В 4-м и 5-м диалогах анализируются: материя в естественных и искусственных вещах; единство Вселенной. Вселенная, согласно Бруно, “едина, бесконечна, неподвижна”; она “не рождается и не уничтожается; в своем бытии она заключает в себе все противоположности в единстве и согласии” (с. 273); “кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения” (с. 291); единое бытие — это сущее, субстанция и сущность; единое одновременно является “многомодусным, многоформенным и многофигурным” (с. 277); все вещи находятся во Вселенной и Вселенная во всех вещах; “так все сходится в совершенном единстве”; единство “единично и устойчиво; оно всегда пребывает; это единое вечно” (с. 278). Диалог заканчивается словами Теофила: “Да будет возвеличена всеми живущими бесконечная, простейшая, единственная, высочайшая и абсолютнейшая причина, начало и единое” (с. 293). Русский перевод М. А. Дынника (1934,1949).Η. В. Мотрошилова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.